Комментарий Департамента информации и печати МИД России к 12-й годовщине августовских событий 2008 г. на Южном Кавказе

Мы помним о трагических событиях, произошедших 12 лет тому назад. В ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Правительство М.Саакашвили запустило так называемую «операцию по наведению конституционного порядка на территории Южной Осетии», на практике обернувшуюся неизбирательным массированным артиллерийским обстрелом Цхинвала и штурмом лагеря российских миротворцев из состава Смешанных сил по поддержанию мира. Действия грузинской стороны явились грубым нарушением международных договоренностей о мирном урегулировании грузино-югоосетинского конфликта, привели к многочисленным жертвам, в том числе среди российских военнослужащих и российских граждан, и разрушениям и, в конечном счете, обусловили как ответную российскую операцию по принуждению к миру, так и последующее решение Российской Федерации признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Место прекративших свое существование многолетних переговорных механизмов по урегулированию грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов занял запущенный во исполнение согласованных Президентом России Д.А.Медведевым и Президентом Франции Н.Саркози Принципов урегулирования, новый международный формат по Южному Кавказу – Женевские международные дискуссии по вопросам безопасности и стабильности в Закавказье. В них по взаимной договоренности и на равных условиях участвуют представители Абхазии, Грузии и Южной Осетии, а также ЕС, ОБСЕ, ООН, России и США как непосредственно вовлеченные ранее в дела урегулирования и заинтересованные в стабильности и безопасности на Южном Кавказе. Три упомянутые международные организации по согласованию между участниками одновременно выступают в роли сопредседателей. Значимость Женевских дискуссий очевидна: это – единственный международный форум, обеспечивающий прямой диалог между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией. Само существование данной площадки позволило в течение последних двенадцати лет поддерживать мирный переговорный процесс без какого-либо силового противостояния и при сохранении относительной стабильности на границах этих трех государств.
Главный урок трагических событий 2008 г. – очередное напоминание о том, что обращение к силовым методам разрешения международных споров и конфликтов бессмысленно и контрпродуктивно.
Особенно когда речь идет о такой сложной и деликатной сфере, как межнациональные отношения: любое насилие здесь приводит к самым болезненным, а подчас и непоправимым последствиям. Усилия России все эти годы направлены на восстановление диалога и полноценного переговорного процесса между Грузией с одной стороны и Абхазией и Южной Осетией с другой, в том числе путем подписания соглашения о неприменении силы между ними.
Важным элементом обеспечения полноценной стабильности и безопасности на Южном Кавказе является и последовательная нормализация российско-грузинских отношений. Россия всегда дорожила дружескими узами с близким ей грузинским народом, с которым мы прожили в едином государстве под разными названиями не одно столетие. Убеждены, что скорейшее преодоление имеющихся разногласий, восстановление и полноценное развитие двусторонних связей отвечает долгосрочным интересам наших стран и народов.