Интеграция Северной и Южной Осетии набирает обороты

Северная и Южная Осетия предпринимают усилия по наращиванию динамики интеграционных процессов, направленных на развитие единого национального, социокультурного пространства.
Вполне логично, что одновременно с политическими кругами двух осетинских республик в этот процесс активно включились научные деятели и средства массовой информации, которые чаще других проводят совместные мероприятия по выработке приоритетных направлений сотрудничества.

Впрочем и в советский период указанные прослойки общества были в авангарде общеосетинской интеграции. Старшие поколения ученых, творческих деятелей и журналистов Северной и Южной Осетии не только встречались в рамках совместных мероприятий, их основную массу связывали еще и близкие дружеские отношения, что, несомненно, в положительную сторону отражалось на их сотрудничестве. Тесные контакты научных кругов, включая реализацию совместных проектов, продолжают сохраняться на сегодняшний день. Их интенсификации будет способствовать также работа в формате терминологической и экспертной комиссий РСО-А и РЮО, созданных согласно решению правительств двух республик весной 2018 года.

По линии средств массовой информации у Севера и Юга Осетии в свое время были выработаны устойчивые формы сотрудничества, наиболее эффективно проявившие себя во время грузинской агрессии, однако за первое послевоенное десятилетие динамика контактов несколько снизилась. Совместные мероприятия молодых поколений североосетинских и югоосетинских журналистов, в том числе пресс-туры, призваны наверстать упущенное и способствовать формированию единого информационного пространства РЮО и РСО-А.
Успехи в формировании общеосетинского информационного и научно-культурного пространства, по всей вероятности, окажут стимулирующее влияние на другие сферы, где также есть возможность реализации совместных проектов. В частности, речь идет о туризме и создании горнолыжных курортов. Не исключено, что одним из таких проектов, который помимо Северной Осетии, может охватить и Южную Осетию, станет всесезонный горно-рекреационный комплекс «Мамисон», над его строительством сейчас ведется активная работа.

С соответствующим предложением в адрес руководства РСО-А и Министерства по делам Северного Кавказа ранее выступил президент РЮО Анатолий Бибилов. «Плотно работаем с Министерством РФ по делам Северного Кавказа, идет изучение возможностей, которые есть у Южной Осетии. Будет неправильно, если территории Южной Осетии в проект развития курорта «Мамисон» не войдут», – считает Бибилов.

Существует и ряд других вопросов, в том числе, весьма чувствите-льных для населения Южной Осетии, которые можно решить при более тесной кооперации двух республик.

Москва поддерживает сближение Севера и Юга Осетии

Налаживание тесного сотрудничества Цхинвала и Владикавказа по самым различным направлениям встречает со стороны руководства Российской Федерации полное понимание и поддержку.

Подчеркнутое внимание к этому вопросу на прошлогодней встрече Владимира Путина и Вячеслава Битарова трудно назвать случайностью. Более того, как отметил позднее в интервью югоосетинским СМИ глава Северной Осетии, российский лидер проявляет постоянный интерес к развитию интеграции между Севером и Югом Осетии.

По словам Битарова, Владимир Путин уделяет большое внимание контактам Северной и Южной Осетии, ориентируя две республики на развитие экономического сотрудничества. «За два года своей деятельности я четырежды встречался с Владимиром Путиным и каждый раз он спрашивал об этом. Интересовался какая помощь нужна Южной Осетии, как мы сотрудничаем и, конечно же, ориентирует нас на экономическое сотрудничество», – подчеркнул глава Северной Осетии.

Примечательно, что в поддержку интеграционных процессов между двумя частями разделенного осетинского народа Москва высказывалась и до официального признания независимости Южной Осетии. Так, к примеру, еще в 2007 году, в ходе визита в Северную Осетию глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о праве осетин жить вместе.

«Мы хотим, чтобы осетины жили вместе независимо от того, где пролегают границы. Осетины – один народ, и, как любой единый народ мира, он должен жить вместе. Мы будем делать в рамках международного права все, чтобы это мечта осетин и на севере и на юге сбылась», – подчеркнул тогда глава российского МИД.

Среди представителей экспертного сообщества России также отмечается понимание актуальности этого вопроса, напрямую связанного с национальными интересами Осетии.

«Важно уже сегодня начать приучать и грузинские элиты, и Запад к мысли о том, что Южная Осетия – часть иной, не грузинской, но осетинской государственности. Важно также, чтобы везде в мире увидели, как независимо от позиции Вашингтона или Брюсселя по проблеме РЮО, две части осетинского народа по-факту уже запустили процесс объединения, выстраивая совместные органы управления, формируя общую программу развития и реализуя согласованную внешнюю политику. Важно, чтобы на всех уровнях поняли: этот процесс не остановить», – подчеркивает директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

В интервью агентству Sputnik он обратил внимание на необходимость разработки единых учебников для школ Южной и Северной Осетии, проведение совместных фестивалей и соревнований, создание общеосетинских общественных организаций. «Словом, следует добиваться того, чтобы население Северной и Южной Осетий ощутили себя единым целым не только де-юре, но, в первую очередь, де-факто», – отметил Лепехин.

Интеграция Севера и Юга: тенденции и перспективы

Взаимоотношения Северной и Южной Алании за почти три десятка лет существования РЮО претерпели немало метаморфоз. Периоды активизации двусторонних связей и актуализации интеграционных процессов сменялись временем дежурно-протокольных встреч и взаимных поздравлений по тому или иному случаю. При этом пик взаимодей-ствия, как правило, наблюдался в годы грузинской агрессии, как в начале 90-х, так и в 2004–2008 годах. Затем о необходимости выстраивания действующей рабочей модели интеграции двух частей разделенного народа начинали постепенно забывать, к радости наших общих противников по обе стороны Кавказского хребта. И дело не только в лоббистских усилиях, затрачиваемых различными влиятельными антиосетинскими кругами, опасающимися появления единой общеосетинской повестки дня. Среди политического класса, да и широких слоев общественности двух осетинских республик не всегда демонстрировалось должное осознание жизненной необходимости осетинского единства, единства не только на время проведения народных праздников или в период борьбы с агрессором, но и в плане выстраивания согласованного вектора общей политики. Ситуация с осетинами – выходцами из Кобского и Трусовского ущелий демонстрирует, что отношение Грузии к осетинам, проживающим что на Юге, что на Севере Осетии, одинаковое. Для грузинского политического проекта и ее внешних бенефициариев пророссийская Осетия-Алания продолжает оставаться одним из главных препятствий в их кавказской политике. Этим же объясняются периодически разворачиваемые кампании по провоцированию внутриосетинского раскола.

С учетом перечисленных факторов, время, когда реальные интеграционные процессы подменялись дежурными декларациями и не работающими соглашениями, должно окончательно уйти в прошлое. На сегодняшний день появились благоприятные возможности для вывода межосетинских или внутриосетинских отношений на более системный уровень. Частые контакты на уровне глав двух республик и дружественные отношения между ними, конечно же, играют положительную роль, но они должны сопровождаться активизацией сотрудничества на всех уровнях, а также разработкой совместных программ по ключевым сферам жизнедеятельности, включая молодежную деятельность, науку и образование. И, конечно же, в числе приоритетных должны быть информационные проекты, направленные на поддержку процессов интеграции.

Здесь свое слово должны сказать информационные ведомства Северной и Южной Алании. Грамотная и последовательная информационная политика по сближению двух частей одного народа обязательно принесет нужные плоды, препятствуя дальнейшему расхождению Севера и Юга в ментальном, культурном развитии и содействуя созданию общего национального пространства, которое включает в себя информационный, культурно-образовательный и политический аспекты.

Есть надежда, что вопрос заключения межпарламентского соглашения тоже сдвинется с мертвой точки и парламентарии двух республик выведут свое сотрудничество на качественно новый уровень, обеспечивая законодательную базу для интеграционных процессов.
Следует четко осознавать, что объединение народа – вопрос, связанный не только с юридическими процедурами. Речь, прежде всего, должна идти о предельно практических и реальных процессах, сопутствующих интеграции Южной Осетии с Российской Федерацией.
Принципиально новые возможности, открывшиеся после августа 2008 года, делают широкий простор в этом вопросе.

А. ТЕДЕЕВ