Инал САНАКОЕВ: «Угроза военного столкновения с Россией удерживает НАТО от принятия Грузии в альянс»

На днях на пресс-конференции в Брюсселе по итогам встречи с премьер-министром Грузии Гахария генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Грузию форсировать подготовку к вступлению в НАТО и использовать все возможности для подготовки к членству в альянсе.

«Я призываю Грузию использовать все возможности для приближения к НАТО и подготовке к членству в альянсе. Грузия достигла больших успехов в реформировании армии и проведении демократических реформ, укреплении демократических институтов и гражданского контроля над армией и судебных преобразованиях», – цитирует Столтенберга ТАСС.
Как отмечает ТАСС, прямой призыв к Грузии активизировать подготовку к вступлению в НАТО – это новый поворот в риторике альянса.
«Новое сегодня заключается в том, что Грузия и НАТО работают вместе более тесно, чем когда-либо в прошлом. Мы сфокусированы на Черноморском регионе, развиваем наши морские возможности, береговую оборону Грузии, проводим визиты кораблей НАТО в грузинские порты. В наших переговорах мы подчеркиваем стратегическое значение Черноморского региона, как для Грузии, так и для государств НАТО. Сейчас мы изучаем, какие новые элементы мы можем добавить в наше военное сотрудничество. В частности, мы работаем над улучшением эффективности обмена данных с радаров о воздушном трафике в регионе, что хорошо для Грузии и стран НАТО. Проводим совместные учения в регионе и работаем над усилением возможностей по проведению киберопераций», – сказал он.
Столтенберг также призвал Россию отозвать признание Южной Осетии и Абхазии и вывести российские войска с их территории. НАТО считает, что территории Абхазии и Южной Осетии оккупированы и являются частью Грузии, поэтому вхождение в альянс может состояться только с учетом этих территорий.
Насколько реальны призывы генсека НАТО Столтенберга к Грузии активизировать вступление в альянс и какую угрозу носит для Южной Осетии – нам рассказал завкафедрой политологии и социологии ЮОГУ, кандидат политических наук, профессор Инал Санакоев.
НАТО подстёгивает Грузию
к реваншистским планам
«Я бы не сказал, что призывы НАТО к Грузии форсировать вступление в альянс когда-то были абстрактны. Возможно, абстрактны в том смысле, что согласно Уставу НАТО, Грузию принять в альянс сложно, потому как согласно статье 5 документа о коллективной безопасности не позволяет принимать в состав альянса страны, имеющие территориальные проблемы и полностью не контролирующие свою территорию», – пояснил политолог.
С точки зрения НАТО, как отметил Санакоев, мы являемся «оккупированными территориями», что создает проблемы для НАТО в случае вступления Грузии в альянс. Ведь альянс должен гарантировать безопасность Грузии по всему периметру признаваемых НАТО границ, включая Южную Осетию и Абхазию. Но сегодня они не смогут гарантировать и выполнять эти функции в отношении Южной Осетии и Абхазии, поэтому для НАТО и проблематично принимать Грузию в альянс.
«Но им ведь очень хочется принять Грузию, потому что тогда они получают еще один выход в Черное море. Турция – страна НАТО, а тут еще и Грузия будет членом НАТО, и тогда легко можно будет контролировать, если не всю акваторию Черного моря, то значительную ее часть. Ну и, естественно, желание геополитического контроля над Южным Кавказом тоже никуда не девается. Соответственно, все энергетические коммуникации, идущие через Южный Кавказ, также лежат в сфере интересов Запада и НАТО. Именно поэтому НАТО все время подбадривает Грузию и подталкивает к действиям, чтобы она могла вступить в альянс. Члены НАТО хотят, чтобы Грузия как можно быстрее решила проблему так называемых «оккупированных территорий». Фактически это является призывом к войне», – заявил Санакоев.
В НАТО, как считает политолог, хотят, чтобы Грузия как можно быстрее включила эти территории в свой состав, и тогда вопрос с членством НАТО для Грузии будет практически решен.
Санакоев напомнил, что параллельно поднимается и тема признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии Россией. «НАТО регулярно обращается к России с требованиями отозвать признание Южной Осетии и Абхазии, чтобы облегчить для Грузии решение вопроса о вступлении в альянс. Призывы Генсека НАТО, надо признать, с одной стороны носят риторический характер, поскольку практически нереально, чтобы Россия сегодня отозвала свое признание. Поэтому в определенной степени эти призывы чисто риторические. Но с другой стороны, здесь присутствует и реальная политика, подталкивающая грузинскую элиту к работе в этом направлении. И в этом плане мы наблюдаем принятие разных программ «мягкой силы», которые бы помогли вовлечь население Южной Осетии и Абхазии в сферу грузинской политики», – подчеркнул Санакоев.
Политолог напомнил, что одним из элементов грузинской активности в абхазском и югоосетинском направлении является стремление сделать Грузию привлекательной для Южной Осетии и Абхазии, с тем, чтобы было легче их интегрировать в свой состав.
«Заявления Столтенберга – частично политическая риторика, но в определенной степени и реальная политика, все время подстегивающая Грузию к активизации своей политики в отношении Южной Осети и Абхазии, напоминая о проблеме «оккупированных территорий», которую надо решать. Лично я думаю, что, если бы не Запад, ее политические и военные структуры, возможно Грузия бы давно смирилась с тем, что Южная Осетия и Абхазия – отдельные, самостоятельные, признанные государства. Но западные политические деятели не дают Грузии делать этого, все время подстёгивая ее к реваншистским планам», – считает эксперт.
Санакоев отметил также, что надо четко представлять, когда Запад говорит о каких-то демократических ценностях, то параллельно с этим оттуда раздаются и призывы к агрессии и реваншизму.
На наш вопрос: «Как расценивать прошлогоднее заявление бывшего генсека НАТО Расмуссена – принять Грузию в НАТО без Южной Осетии и Абхазии?», Санакоев ответил, что это заявление тоже чистая риторика, потому что Устав НАТО не позволяет этого делать. «Чтобы НАТО приняли Грузию надо поменять и переделать Устав, чего пока не наблюдается. Но сейчас эксперты говорят, что прием в НАТО будет упрощаться, то есть, что вчера было невозможно через некоторое время может стать вероятным. Но Устав действующий, и пока его не поменяют, Грузия членом НАТО не станет», – подчеркнул эксперт.
Санакоев провел при этом параллели с ситуацией в Черногории. По его словам, согласно положению Устава НАТО, Черногорию нельзя было включать в состав НАТО, потому что референдум, проведенный в Черногории по вопросу о вхождении в НАТО, не набрал даже половины голосов электората. Население не поддержало эту идею, однако все равно включили Черногорию в состав НАТО, проигнорировали результаты референдума, так как черногорская элита была заинтересована во вхождении в альянс.
«Но в Черногории не было территориальных проблем. Принятие Грузии в НАТО обязывает альянс согласно своему Уставу обеспечивать безопасность в регионе. В случае же развязывания войны Грузией против Южной Осетии и Абхазии НАТО автоматически вовлекается в войну, в том числе с Россией, с которой у Южной Осетии и Абхазии заключены Договоры о дружбе и сотрудничестве. В НАТО это прекрасно понимают, и, конечно же, такая перспектива их не очень привлекает. Поэтому вопрос с Грузией намного сложнее, чем с Черногорией. Однако, с другой стороны, ситуация с Черногорией сформировала определенный прецедент нарушения условий вхождения в НАТО. И, если в одном случае можно нарушить Устав НАТО, то и в другом случае это тоже может произойти. Во всяком случае, чисто теоретически», – резюмировал Инал Санакоев.
Мадина БЯЗРОВА