Заявление МИД Польши: иногда лучше промолчать, чем ляпнуть

В конце прошедшей недели Министерство иностранных дел Польши сделало не только несуразное, но и непозволительно некомпетентное заявление для ведомства такого уровня – «Заявление в связи с недавними событиями на административной границе между территорией Грузии и отколовшейся Южной Осетией».

МИД Польши выразило якобы обеспокоенность ситуацией и с продолжающимся закрытием пунктов пропуска на «административной границе» между территорией Грузии и Южной Осетией, а также с задержанием наблюдателей Миссии наблюдателей Европейского союза (МНЕС) сотрудниками сил безопасности Южной Осетии.
«Эти незаконные действия еще более усугубляют и без того тяжелое гуманитарное положение местного населения и являются еще одним примером конфронтационной политики в отношении Тбилиси, которую проводят де-факто власти в Южной Осетии/Цхинвальском регионе и власти в Москве с августа 2008 года. Польша продолжает решительно поддерживать суверенитет и территориальную целостность Грузии в границах, признанных международным сообществом», – в частности, сообщается в заявлении, опубликованном на официальном сайте МИД Польши.
Исходя из данного заявления, мы видим, насколько «компетентно и проинформировано» внешнеполитическое ведомство Польши не только в происходящих сегодня событиях и в целом грузино-осетинском конфликте, но и в полномочиях Миссии наблюдателей ЕС. Учитывая, что Польша также состоит в Евросоюзе, она обязана знать, что мандат Миссии наблюдателей ЕС по мониторингу приграничной территории Грузии не распространяется на территорию Южной Осетии. Следовательно, представители МНЕС были задержаны как нарушители границы.

В заявлении по позициям Южной Осетии Польша бьет по России
Мы попросили высказать мнение по заявлению МИД Польши кандидата политических наук, заместителя исполнительного директора общества «Двуглавый орел» Артура Атаева.
«Польша – это традиционный противник России, начиная практически с раннего имперского периода. И эту политику Польши, реанимированную в начале 20 века Ю. Пилсудским, потом продолжали и в постсоветское время Лех Валенса и братья Качиньские. На сегодня политика в Польше также активно русофобская. А ассоциация с Россией у Польши очень четкая и состоит в том, что интересы России на Закавказье и на Южном Кавказе представляет Южная Осетия. Таким образом, ударяя в форме такого жесткого заявления по позициям Южной Осетии Польша больше бьет по России», – подчеркнул политолог.
Атаев напомнил, что реальным и практически одним из двух союзников на всем Южном Кавказе является Южная Осетия. Союзников реальных больше нет, поэтому, когда Польша бьет по югоосетинской государственности, она, разумеется, подразумевает статус России в качестве гаранта стабильности на Кавказе.
«Сегодня единственное государство, которое гарантирует стабильность на Кавказе – это Россия. Таким образом, Польша, находясь практически в центре Европы, декларирует и заявляет о необходимости корректировки и изменения границы, а вовсе не беспокоится насчет закрытия контрольно-пропускных пунктов. Если внимательно прочитать заявление МИД Польши, нет реальной обеспокоенности по открытию КПП», – отметил эксперт.
Польша, по его мнению, как и ряд западных стран, стремится к форматированию и изменению сегодняшнего баланса сил на очередной антиюгоосетинской войне. И заявление МИД Польши на это четко указывает. Потому что, считает Артур Атаев, по-другому трактовать это заявление нельзя.
«Я надеюсь, что МИД РЮО должным образом в не менее жесткой форме отреагирует на это заявление и поставит МИД Польши на место. Потому как это грубое вмешательство в дела государства, которое находится практически на другом континенте и в нескольких тысячах километров. И меня очень умиляет заявление МИД Польши, что оно продекларировано в таких коннотациях жестких и поучительных в адрес Южной Осетии и России», – заявил Атаев.

Зурабишвили – это свадебный генерал грузинской политики
Артур Атаев также отреагировал на заявление президента Грузии Саломе Зурабишвили, которая поддержала ранее сделанное заявление сопредседателей Женевских международных дискуссий по поводу открытия контрольно-пропускных пунктов на грузино-осетинской границе, отметив, что «закрытие КПП обостряет и без того сложную ситуацию».
«Я приветствую призыв сопредседателей Женевских международных дискуссий открыть все пропускные пункты у оккупационной линии. После моего вчерашнего обращения к международному сообществу я надеюсь, что будет положительный прогресс для защиты прав человека», — сказала она.
Артур Атаев подчеркнул, что Зурабишвили – это президент заявлений. И, по мнению российского политолога, кроме заявлений она ничего не делает, реальной политики от нее не исходит.
«Зурабишвили – это свадебный генерал грузинской политики. Поэтому она, наподобие хорошего пресс-секретаря, больше ни на что не способна. И заявление, в котором она поддержала заявление сопредседателей Женевских дискуссий по поводу открытия КПП, это, конечно, даже не пиар – это дешёвая политическая акция. В условиях, когда Грузия грубо вторглась на территорию Южной Осетии и обустраивает там блокпост грузинских правоохранительных органов у с. Цнелис, естественно, последовали адекватные действия со стороны югоосетинских властей в форме локализации ряда КПП», – подчеркнул он.
По его словам, это адекватный и очень цивилизованный ответ состоявшегося государства. Поэтому в этих условиях, считает политолог, эти призывы Зурабишвили носят исключительно лицемерный характер.
«Если бы грузины реально хотели открыть границы, они бы давно начали это делать с признания государственности Южной Осетии и с начала переговоров по этому вопросу. Другого пути нет, и это Грузия должна осознать. Кому сейчас адресовано заявление Зурабишвили? России? Нет. Южной Осетии? Нет. Ее заявление в никуда, она просто поддержала заявление сопредседателей Женевских дискуссий и в буквальном смысле поприветствовала этот призыв и все. Это не заявление политика — это заявление в лучшем случае общественного деятеля. И осетинской стороне нужно осознавать, что нам приходится сталкиваться с неадекватной западной и грузинской политикой, никакого рационального контакта с ними быть не может», – отметил российский эксперт.

Запад разрабатывает правила международного порядка… для других!
Как подчеркнул А. Атаев, как Грузия, так и Запад в целом – не системные игроки политики. Они не соблюдают правил, которые разрабатывали и устанавливали сами. Запад разрабатывает правила международного порядка только для таких акторов как Южная Осетия и Россия, сами они эти правила никогда соблюдать не будут. Международная политика и история международных отношений явным образом указывают и подтверждают это.
Атаев напомнил, что для западных политиков, экспертов, в их числе и Миссия наблюдателей ЕС, эти правила не соблюдаются еще со времен начала первой фазы агрессии, не говоря уже о третьей, четвертой или же об августовской войне 2008 года.
«Давайте вспомним, что Миссия ОБСЕ целиком покинула республику в преддверии атаки на Цхинвал. Они выехали и дали спокойно обстрелять мирных граждан. Это указывает на то, что представители ОБСЕ знали о предстоящей атаке, потому что их эвакуировали в экстренном порядке. Давайте помнить, с кем мы имеем дело. Я вообще не считаю их статус правомочным в условиях сегодняшней международной накаленной обстановке. Это явные провокаторы, скорее всего, имеющие тенденцию и определенно заданные посылы, которые специально отражают в открытых и закрытых докладах. Дело в том, что им любой ценой (в том числе и т.н. Миссии наблюдателей ЕС) нужно дестабилизировать обстановку. Нам необходимо это понимать и быть готовыми к такому положению дел», – резюмировал Артур Атаев.

Мадина БЯЗРОВА