Грузия спекулирует, а Миссия наблюдателей ЕС потворствует ей

Миссия наблюдателей ЕС сделала заявление 30 октября на Первом канале грузинского телевидения, где призвала Южную Осетию открыть пропускной пункт на границе с Грузией.

Поводом для некомпетентного заявления со стороны Миссии послужила смерть 70-летней женщины, жительницы селения Ахалгори Ленингорского района, которая, к сожалению, скончалась в Цхинвале в Республиканской соматической больнице.
«Для предотвращения дальнейших сложностей нужно как можно скорее открыть пропускной пункт. Подобные трагедии наглядно показывают, как жесткие ограничения свободы передвижения влияют на население. Пропускной пункт, через который можно попасть из Ленингора в Грузию, закрыт Южной Осетией 5 сентября. Из-за этого местному населению не хватает оперативной и адекватной медицинской помощи», – отметили представители ЕС.

Грузия стирает
все следы проживания осетин…
Председатель Комитета по внешней политике и межпарламентским связям Парламента РЮО Заза Дриаев, выдвинутый в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №16 Ленингорского района, разъяснил нам ситуацию, подчеркнув, что Миссия не уполномочена что-либо требовать от Южной Осетии.
«В связи со смертью в больнице г. Цхинвал жительницы Ленингорского района Марго Мартиашвили Миссия наблюдателей ЕС требует от руководства РЮО открыть границу с Грузией. Мы выражаем семье Марго Мартиашвили наши соболезнования! Я уверен в том, что врачи сделали все от них зависящее, чтобы спасти её. Власти Грузии спекулируют на горе семьи Мартиашвили и нагнетают обстановку и в этом им способствует Миссия ЕС», – заявил Дриаев.
Что касается заявления Миссии наблюдателей ЕС, имеющих мандат для мониторинга ситуации лишь на территории Грузии, Заза Дриаев заявил, что ЕС, даже после признания ими же независимости Южной Осетии, не может что-то требовать!
«Миссия наблюдателей ЕС может только предлагать и договариваться на равноправной основе с руководством нашей страны. Граница закрыта из-за обострения ситуации на границах с Грузией и Миссия ЕС почему-то не требует у руководства Грузии свернуть блокпосты и вывести свои вооруженные формирования, если она так обеспокоена судьбой простых граждан. Своими действиями они способствуют и поддерживают их, как и раньше», – отметил он.
И здесь весьма интересным моментом глава парламентского комитета отметил, что уже несколько лет выходцам из Кобинской котловины, Гудского и Трусовского ущелий запрещен въезд на эти территории грузинскими властями. Они не могут посетить могилы своих родных, попасть на фамильные святилища. По его словам, по прихоти грузинских властей нарушаются их права на свободу передвижения, но этим фактом ЕС не обеспокоен и ничего не требует у Грузии.
«Хоть и было направлено обращение к грузинскому руководству, через посольство Швейцарии, о допуске на эти территории выходцев вышеуказанных ущелий, но никаких результатов не дают эти обращения. Они меняют названия рек, гор, ущелий, стирают все следы проживания осетин на этих землях. Восточная Осетия – родина многих наших известных людей. Оттуда родом писатели Сека и Цомакъ Гадиевы, иранист-осетиновед Васо Абаев, ученый-биохимик Темирболат Берозов и многие другие», – констатировал Заза Дриаев.

Нарушитель
госграницы, кто ты, пастух или
представитель ЕС?
Заместитель руководителя Администрации Президента РЮО Алан Джуссоев подчеркнул, что в заявлении Миссия наблюдателей ЕС требуют открыть грузинскую «административную границу».
«Во-первых, с Грузией у нас нет административной границы, есть только государственная. Второе, так как грузинская сторона не участвует в процессе демаркации и делимитации границы, Южная Осетия это делает в одностороннем порядке, и республика имеет все права и полномочия на свое усмотрение закрывать или открывать границу. Более того, этот пункт пропуска временный и был открыт из гуманитарных соображений, чтобы родственники могли видеться друг с другом», – пояснил Джуссоев.
Как подчеркнул замруководителя АП РЮО, только после того, как грузинская сторона перешла границу и установила свой блокпост на территории республики, в Южной Осетии пришли к выводу, что все добрые намерения и «джентль-менские» соглашения с Грузией не соблюдаются.
«Соответственно, Южная Осетия имеет право реагировать так, как она и отреагировала. Государственная граница закрывается или открывается – это полностью право РЮО. Если Грузия хочет вести диалог об открытии границы, то она должна прекрасно понимать, что тут речь идет о государственной границе и постановка вопроса может быть только такой», – подчеркнул он.
Что касается заявлений Миссии наблюдателей ЕС, Алан Джуссоев напомнил об их задержании на территории РЮО. По его словам, они перешли территорию государ-ственной границы, хотя у них нет полномочий в Южной Осетии проводить мониторинг приграничных территорий со стороны РЮО.
«В республике разработан специальный механизм, через который проходят все нарушители государственной границы. Озвучу свое личное мнение, считаю, что все задержанные: Миссия наблюдателей ЕС и журналисты должны были пройти те же процедуры. Но исходя опять-таки из гуманитарных соображений, их задержали, объяснили, что они находятся на территории Южной Осетии и отпустили. Однако по закону они должны были быть задержаны, переданы югоосетинским пограничникам, уплатить штраф за незаконное пересечение госграницы и потом выдворены за территорию республики, как обычные нарушители границы», – заявил эксперт.
Как отметил Алан Джуссоев, никакой разницы между пастухом и наблюдателем ЕС в отношении нарушений госграницы РЮО нет абсолютно. Тем не менее, в отношении Миссии наблюдателей ЕС это правило не было применено.
«Я очень надеюсь, что в следующий раз, если подобные инциденты повторятся, то представители Миссии наблюдателей ЕС напишут объяснения, на каком основании находились на территории РЮО, что здесь делали и с каким намерением пересекли госграницу и заехали на нашу территорию», – сказал он.
Насчет заявления Миссии наблюдателей ЕС об открытии пропускного пункта на границе с Грузией, Джуссоев напомнил им, что Южная Осетия не является членом Евросоюза и ни одна страна, входящая в него, не признала РЮО. Более того, с Южной Осетией страны Евросоюза не ведут в одностороннем порядке никаких переговоров. У Южной Осетии, по его словам, нет никаких взаимоотношений, ни экономических, ни политических, ни дипломатических. Южная Осетия с Евросоюзом контактирует только на Женевских дискуссиях.
«Поэтому для всех заявлений представителей ЕС Юж-ная Осетия не может быть адресатом. Если Евросоюз хочет говорить с Южной Осетией или что-то предъявлять ей, то могут пригласить представителя МИД РЮО на площадку Евросоюза и там переговорить – на каком основании они требуют немедленного открытия госграницы или другого действа. Они к нам никакого правового или формального отношения не имеют, тем более, называя Южную Осетию «оккупированной территорией», а госграницу «административной границей», то есть, не уважая наши государственные атрибуты. Вообще вести диалог в таком формате с представителями Евросоюза я считаю невозможным», – заключил Алан Джуссоев.

Мадина БЯЗРОВА