Амнезия или коварство?

Как политики с легкостью забывают прошлое

На днях грузинский политический деятель Нино Бурджанадзе, не оставляющая попыток вернуться на политический Олимп, сделала важное заявление. По ее словам, Грузия допустила большую ошибку, когда десять лет назад вышла из СНГ.

«Никакой пользы от выхода страны из Содружества независимых государств я не вижу. Грузия захлопнула двери. В политике такие решения ничего хорошего не приносят. Что касается вреда, это была арена переговорного процесса, это давало возможность встречаться с российскими коллегами, коллегами бывших других государств СНГ. Мне кажется, нужно было, наоборот, максимально использовать поле СНГ, чтобы озвучить все проблемы, которые нас беспокоят, и искать в лидерах СНГ поддержку и понимание», – заявила она в интервью РИА Новости. По ее словам, решение Тбилиси – ошибка, т. к. присутствие в СНГ не ущемляло суверенитет Грузии. «Это был лишь политический шаг, который показал, что вот мы вышли из сферы, где Россия является доминантом», – добавила она.
Напомним, Грузия покинула СНГ 18 августа 2009 года, в знак протеста против действий России в августе 2008 года по принуждению Грузии к миру.
Многие эксперты склонны позиционировать Бурджанадзе, как одного из немногих вменяемых политиков в Грузии, нацеленных на нормализацию отношений с Россией. В то же время, экспертное сообщество Грузии скептически отнеслось к словам Бурджанадзе, считая ее заявления популизмом и оправдывая выход Грузии из СНГ.
«СНГ свой век отжило, главная его задача состояла в цивилизованном «разводе» республик СССР. Эта цель была достигнута, но что происходит в рамках СНГ сейчас? Ровным счётом ничего; будь иначе – не пришлось бы организовывать ЕАЭС и т. п.», – считает эксперт Петре Мамрадзе.
Следует признать, СНГ утратило некоторую эффективность в сравнении с предыдущими десятилетиями. Но ничто не вечно. Аналогичная участь постигла ОБСЕ и ООН. Эти международные организации практически не способны влиять на события в мире и часто принимают решения, противоречащие заявленным в уставах целям. Сейчас на смену СНГ на постсоветском пространстве пришли другие форматы, более выгодные, притягивающие даже государства дальнего зарубежья, не входившие в СНГ. Но безотносительно к эффективности СНГ и оценкам грузинских экспертов, важно другое обстоятельство.
В России и Южной Осетии помнят антироссийские и антиосетинские заявления Бурджанадзе после прихода к власти Саакашвили, ярым сторонником которого была она. Незадолго до агрессии Грузии против РЮО в 2004 г. Бурджанадзе заявила: «Цхинвальский вопрос мы решим быстро», «Я пошлю двух своих сыновей на войну, в Южную Осетию и Абхазию».
Уместно напомнить, что именно Бурджанадзе была инициатором и главным локомотивом процесса по выходу Грузии из СНГ. Прибыв 17 ноября 2006 года на открытие 27-го пленарного заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге, она огорошила представительное собрание членов СНГ резкой критикой деятельности СНГ.
«У меня нет никаких ожиданий от СНГ. Эта организация не существует, и она не может предложить выходов из складывающихся ситуаций. Мы здесь для общения и политических дискуссий, чтобы еще раз убедиться, есть ли еще какие-либо причины оставаться в этой организации или эта организация не имеет будущего», – заявила Бурджанадзе. После этих слов спикер Госдумы России Грызлов отказался встретиться с главой грузинского парламента.
Остается добавить, амбициозная Бурджанадзе не оставляет попыток вернуться в политику. И резкий пересмотр ее внешнеполитических приоритетов для Грузии объясняется не духовным единством с Россией, а банальной уловкой, в лучших традициях грузинской политики, выродившейся в коварство. Так что, ее заявление – это иллюзия дружбы с Россией, а не протянутая рука дружбы… Как тут не вспомнить крылатую цитату из легендарного фильма: «Тут помню, а тут не помню»…
А. КАЧМАЗОВ