«Возвращение имени»: сохранение исторической памяти

В Южной Осетии реализуется международный проект «Возвращение имени» по поиску без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны, погибших в гитлеровских концлагерях или попавших в плен к немецким фашистам и массово расстрелянных.

О проекте и о том, как продвигается работа поиска в Южной Осетии, в мультимедийном пресс-­центре Sputnik-Южная Осетия рассказали руководитель проекта Григорий Скворцов, глава югоосетинской молодежной общественной организации «Единая Ала-ния» Михаил Кочиев и представитель Кадетской школы при Минобороны РЮО Алексей Ходов.
Григорий Скворцов пояснил, что на территории Южной Осетии проект реализуется также и при поддержке представительства Россотрудничества в РЮО. В целом, по его словам, центр проведения работ находится на территории военных училищ Минобороны Абхазии, Киргизии, Южной Осетии и т.д. Основные цели и задачи проекта – поиск и установление судеб воинов Красной Армии, ставших узниками немецкого фашизма в лагерях Германии во время ВОВ, а также поиск родных и увековечение памяти погибших.

Идея создания проекта возникла не случайно
Руководитель проекта по видеосвязи рассказал предысторию создания проекта, когда он еще в 90-е гг. по работе с международной группой побывал в Белоруссии, где они начали находить различные предметы времен ВОВ. Вскоре группа поняла, что находится в зоне массового уничтожения граждан Белоруссии немецкими фашистами – были обнаружены останки или личные предметы более 500 человек. Вот тогда, по его словам, и зародилась идея проекта, но осуществить ее получилось только через несколько лет. И первая работа, проведенная в рамках проекта, была совершена именно в Белоруссии, где узники лагерей рассказали об истории массового уничтожения людей.
«В 2015 г. мы пришли к выводу, что люди, оказавшиеся в плену у гитлеровцев, были практически забыты всеми, а ведь таковых было 6 млн человек, из них 4 млн погибло», – отметил он, и рассказал о невероятных зверствах немецких фашистов не только над узниками, но и над телами убитых.
По словам Скворцова, в основном в проекте участвуют военные училища, и реализуется он в Южной Осетии, Крыму, Сочи, Киргизстане, Казахстане, Азер-байджане, Армении, Краснодарском крае.
«У нас два основных центра работы – это Абхазия, где работа продолжается уже третьим поколением курсантов, и Киргизстан, потому что рядом с ним находится Узбекистан, где более 5 тысяч таких пропавших воинов.
Мы бы очень хотели, чтобы наши союзники и друзья из Южной Осетии помогли нам работать с республиками Кавказа, потому что запросы от семей идут в большом количестве. Вопрос в том, чтобы Минобороны и органы власти тоже оказывали содействие в реализации проекта, потому что без их помощи эту работу выполнить тяжело. Нам нужно находить родных, а это организационно-технические мероприятия», – пояснил он.

Патриотическое и нравственное воспитание и преемственность поколений
Скворцов объяснил, почему они выбрали именно курсантов военных училищ для совместной работы – чтобы сохранить преемственность поколений, то есть современные воины, участвуя в розыске, отдают дань чести и уважения узникам концлагерей. Кроме того, по его словам, это самая организованная и дисциплинированная структура в современном обществе. И Кадетская школа при Минобороны РЮО – этому доказательство, так как, по словам руководителя проекта, сотрудничество с учебным заведением проходит плодотворно.
Алексей Ходов отметил, что проект важен для нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
«Наши дети должны учиться на примерах героизма, который проявляли наши предки в ВОВ. Участие в реализации проекта, над реальными документами, где повествуют о том, что происходило на самом деле, будет очень полезно для наших воспитанников», – сказал он.
Как отметили участники проекта, сформированы и списки узников-пленных из Южной Осетии, но они еще пополняются.
«Впервые в Южную Осетию мы обращались в 2017 г., когда нашли первых 3 человек. Благодаря тому, что данные обновились, мы сначала получили 15 фамилий, а теперь 20 – и все они уроженцы РЮО. То есть всего по Южной Осетии в розыске 20 семей, считаю, это немалое количество», – подчеркнул он.
Скворцов выразил надежду на тесное сотрудничество с руководством Минобороны РЮО. По его словам, это долг военных комиссариатов и всего министерства по отношению к семьям этих воинов, которых обязательно надо помочь найти. И, кроме всего прочего, надо увековечить их память. Помимо этого, в рамках проекта проходит и церемония вручения документов, каждая семья, по его словам, должна получить справку установленного образца о месте захоронения – адрес и справку о концлагере.
Как подчеркнул Скворцов, в реализации проекта на территории Южной Осетии очень помогает Михаил Кочиев.
Слово предоставили Кочиеву, который подчеркнул важность проекта и для РЮО. По его словам, в начале мая в молодежную общественную организацию поступило письмо от представителя Россотрудничества в РЮО Сергея Скворцова, призывающего принять участие в проекте «Возвращение имени».
«Мы с удовольствием отреагировали на письмо. Как сказал Григорий Павлович, цель проекта – возвращение имени тех красноармейцев, которые воевали на фронтах ВОВ и считались без вести пропавшими. Как мы знаем, около 22000 южных осетин участвовали в ВОВ, более 11000 погибло, 7000 человек пропали без вести, которых как раз мы намерены искать и передавать все данные родственникам, живущим на территории РЮО.
В течение нескольких месяцев мы много общались с Григорием Скворцовым. Он объяснил, что нужно делать и как реализовывать проект в РЮО, и мы сразу подключились. Организовали встречи с представителями Кадетской школы, Минобороны, провели огромную работу с информационными агентствами, встретились с главами районов республики, которые оказали полную поддержку проекту. Пообщались с главой Администрации Президента И. Козаевым, который также оказывает содействие в реализации проекта в Южной Осетии. Всю эту работу мы провели в течение нескольких месяцев и сейчас готовы к старту данного проекта, где будут участвовать кадеты, волонтеры, представители молодежи и все главы районов», – отметил Кочиев.

О работе проекта
Скворцов подчеркнул, что сегодня, и об этом не раз говорил президент РФ В. Путин, идет борьба за сохранение культурных, национальных качеств и ценностей, а историческая память – это одна из важных составляющих в жизни общества и семьи.
«Сегодня есть страны, которые пытаются разрушить и украсть нашу историческую память разными путями, поэтому мы работаем и над воспитанием молодежи, и над размещением материалов. В ходе работы снимаем и документальные фильмы, так как есть огромное количество видеоматериала. Недавно нам подтвердили, что мы получили грант и разрешение на съемки второго фильма – «Поиск», он о том, как абхазские курсанты работают в деревне над русской семьей.
На основе проекта еще и сострадание, ведь кто-то совершал подвиги на фронте, а кто-то оказался в этих условиях», – подчеркнул руководитель проекта.
По его словам, когда фронтовики видели, что кто-то из товарищей попал в плен к немцам, то старались рассказать это их семьям, которые потом ждали и надеялись годами на возвращение пленника.
«Таких историй очень много, и здесь, в Южной Осетии, поэтому хочется, чтобы они были зафиксированы. Наш проект готов поделиться опытом – как проводятся поиски», – сказал он.
Руководитель проекта рассказал о том, откуда они берут сведения и в целом о дальнейшем механизме действий. Базой для поиска, по его словам, являются «Мемориал» и «Память народа» – два архива, которые дополняют друг друга, но часть архивов еще не оцифрована, поэтому они ищут документы в архивах, где работы непочатый край.
Единственным ресурсом, который пока есть у проекта – это группа в Facebook, называется также «Возвращение имени», там публикуются и списки найденных людей, и результаты деятельности проекта.
В ходе обсуждения Скворцов рассказал много интересных исторических фактов о гитлеровских концлагерях, в частности, о том, что многие семьи были согнаны в лагеря и числились как военнопленные, о том, что в Холокосте были не только евреи, но и другие национальности и т.д.
Как подчеркнул Скворцов, в ходе работы проекта они сталкиваются и с политическими моментами, к примеру, со стороны Грузии.
«У нас более 40 человек грузинской национальности, которые проживали на территориях Юж-ной Осетии и Абхазии. Но, когда мы обратились за соответствующей помощью к властям Грузии, нам отказали в сотрудничестве и не опубликовали списки только по одной причине – что проект реализуется на территориях Южной Осетии и Абхазии. Они даже в этом видят политику и готовы пожертвовать семьями, лишь бы не давать эту информацию. Это меня поражает», – отметил Григорий Скворцов.

М. СОЛОЕВА