Свое 70-летие отмечает прекрасный человек, патриот свой страны, этнограф, преподаватель ЮОГУ и научный сотрудник ЮОНИИ Аза Багратовна Кокоева.
А.Кокоева родилась 10 сентября 1944 года в с. Сарабук Цхинвальского района. Детство её прошло в деревне. Здесь она получила четырёхлетнее образование в начальной школе села. Тогда обучение велось на осетинском языке, поэтому первое познание мира она получила на родном языке.
В 1964 году А.Кокоева поступила в Юго-Осетинский Государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. В те годы здесь работали такие прекрасные преподаватели, как А. Парастаев, Л. Чибиров, Н. Верхось, М. Ованова, А. Козаев, М. Парастаев.
В то время этнография считалась новой наукой. Курс по этнографии читал Людвиг Чибиров. Лекции по хозяйству и хозяйственному быту, социальным отношениям и культуре осетин были очень интересными и живыми. Все, о чем рассказывал преподаватель, еще бытовало в горах Осетии.
А. Кокоева уже тогда заинтересовалась обычаями и обрядами осетин. В институте она руководила научно-студенческим обществом. Каждый год в течение пяти лет выезжала на научные конференции в пределах Советского Союза.
В 1970 году в числе других студентов (Чочиев А., Цховребов 3.) через ЮОНИИ направляется в целевую аспирантуру в институт истории, археологии и этнографии им. И.А. Джавахишвили Академии наук ГССР по специальности этнография. Научным руководителем была назначена Гаглоева Зинаида Давыдовна, первая женщина – доктор исторических наук по этнографии осетинского народа. Автор многочисленных монографий по материальной и религиозной жизни осетин Зинаида Давыдовна оказала большое влияние на формирование и становление как этнографа Азы Багратовны.
После известных событий (грузино-осетинский конфликт) Аза Кокоева переезжает в Цхинвал на постоянное местожительство из Тбилиси, где она временно проживала. Как известный специалист в своей области, была приглашена в ЮОГУ в качестве преподавателя этнографии. Но преподавательская работа не стала препятствием для научной деятельности.
Свою научную жизнь в ЮОНИИ в отделе этнографии Аза Багратовна начала с участия в этнографических экспедициях. В течение почти десяти лет они вместе со своим наставником Зинаидой Гаглоевой объездили почти все районы Северной и Южной Осетии. Во время этих экспедиций был собран обширный полевой этнографический материал по семейным обрядам осетин.
В ЮОНИИ Аза Багратовна пришла уже подготовленным научным сотрудником. Первые ее научные работы были опубликованы в журнале «Фидиуаг»: «Родильные обряды у осетин», «Представление осетин о загробном мире по Нартскому эпосу».
В дальнейшем предметом её исследовательских интересов явились погребально-поминальные обряды осетин. По этой теме собран богатый этнографический материал, на основе которого был опубликован ряд статей в различных научных изданиях, в частности, в «Известиях ЮОНИИ»: «Некоторые элементы погребального обряда у осетин», «Смерть и похороны у осетин», «Представление осетин о загробном мире». «Оплакивание и виды плача у осетин». Несколько оригинальных публикаций представлены в изданиях ВАК Российской Академии наук «Фундаментальные исследования» и «Современные проблемы науки и образования».
Обобщив результаты своих многолетних изысканий, Аза Багратовна представила на предмет защиты кандидатскую диссертацию на тему: «Погребальный обряд осетин как этнокультурный феномен». Настоящая диссертация посвящена одной из сфер духовной культуры осетин – похоронно-поминальным обрядам, в которых отразились многие традиционные представления, связанные со смертью. В рамках этой работы на теоретическом материале этнологии, этнографических описаниях похоронной обрядности и выражений скорби, археологии захоронений, определение комплекса поведенческих образов в ритуальной практике реконструируется картина осетинского мира в культурной системе прошлого.
Особенность занятия этнографией заключается в умении общаться с людьми. Этнографы, в отличие от других представителей исторической науки, работают с живыми людьми и событиями. Все, о чем пишется, они должны увидеть сами или записать со слов очевидцев. Поэтому очень важно наладить личный контакт с информатором. А ведь люди бывают разные, порой разговоришься с человеком в отдаленном селении Дигорского или Кударского ущелья, а он все никак не хочет раскрыть для тебя интересную тему. Поэтому пока необходимо завоевать его доверие отвлеченными разговорами, а уже после начать расспрашивать про конкретные темы. Бывало и так, что одного и того же старожила в разные годы расспрашивали разные этнографы. В разговоре с одним исследователем информатор ограничивался сведениями общего характера, а другому давал такое описание быта и традиций осетинского народа, что только на одних этих данных можно было строить целую диссертацию.
Мне приходилось бывать вместе с А.Кокоевой в научных этнографических экспедициях. И смею вас уверить, что Аза Багратовна в полной мере владеет методикой получения необходимой информации. Ее общение с информаторами бывает столь продуктивным, что мне кажется, что она с успехом могла бы работать и в органах дознания прокуратуры и МВД.
Однако меня всегда удивляла некоторая парадоксальность между А. Кокоевой как личностью и предметом ее научных исследований. Люди, близко знающие этого человека, всегда отмечают ее открытый характер, веселость и общительность натуры. И вдруг – погребальные обряды. Большего несоответствия придумать нельзя.
Но это только на взгляд человека, не знающего специфику ее работы по этой тематике. Ведь надо понимать, что такой сложной в психологическом восприятии темой нельзя заниматься человеку с пессимистическим характером. Иначе весь объем фактов, которые приходится собирать и при личном наблюдении за похоронной обрядностью, самым негативным образом скажется на психике исследователя. Поэтому как это ни парадоксально прозвучит, похоронными обрядами должен заниматься исследователь с большим жизненным оптимизмом.
И еще. А.Кокоева много занимается тем, чтобы похоронные обряды сегодня практиковались без излишеств. Скромность, минимум расходов в семье покойного, избавление от многочисленных поминальных дней – все это тема отдельных публикаций А. Кокоевой в средствах массовой информации Республики. И в этом случае она выступает как аргументированный и убедительный пропагандист.
Много делает А.Кокоева и для приобщения студентов ЮОГУ к исторической науке. На кафедре истории этого учебного заведения она преподает предметы: общая этнография, национальные традиции Осетии, история Северного Кавказа. Аза Багратовна руководит научным студенческим кружком при кафедре истории. И очень надеется, что кто-нибудь из ее студентов, так же, как и она, заинтересуется исторической наукой. Своими научными исследованиями, активной общественно-педагогической деятельностью А. Кокоева снискала уважение и любовь своих коллег и учеников.
Для меня, честно говоря, цифра этого юбилея оказалась неожиданной. Ведь сегодня А. Кокоева не только живет активной жизнью, следит за последними веяниями моды, но и полна творческих планов. Многие люди в эти годы думают о том, чтобы уйти на покой, нянчить внуков, но Аза Багратовна, напротив, именно сейчас оказалась в центре научной и общественной жизни.
Нам же остается пожелать ей здоровья, реализации планов научной деятельности. И в какой-то мере пожелать и самим себе быть в ее годы такими же полными жизненных сил и творческих планов, как Аза Багратовна Кокоева.
Р. КУЛУМБЕГОВ