I Международная научно-практическая конференция собрала ученых из более 40 регионов России. В их числе представитель Южной Осетии – старший научный сотрудник отдела языка ЮОНИИ имени З.Н. Ванеева, кандидат педагогических наук Гульнара Козаева.
Работа конференции велась по четырем секциям: практика использования веб-сервисов в работе педагога; цифровая образовательная среда; цифровая грамотность, цифровая компетентность, цифровая культура современного специалиста и онлайн-обучение в подготовке специалиста.
По словам Гульнары Козаевой, на конференции, прошедшей в начале июля в г. Махачкале – столице Дагестана, она выступила с докладом «О перспективах развития образования по модели удаленного Р2Р». Работа была представлена автором на пленарном заседании и вошла в изданный по итогам конференции сборник научных статей.
«Сегодня цифровизация образования очень актуальна во всем мире. На конференции обсуждалась данная проблема, а также вопросы онлайн-обучения специалистов, проведение онлайн-вебинаров и т.д., – подчеркнула наш собеседник. – Особенно актуальной эта тема стала после пандемии, когда во время карантина ввели дистанционное обучение, имеющее несколько форм. Участники конференции обсудили их эффективность, какую целесообразнее применять в той или иной ситуации и т.д. Все эти вопросы мы будем исследовать в НИИ с коллегами».
Как отметила Козаева, она узнала много нового и интересного. Участники конференции поделились знаниями и опытом, рассказали свое видение данной проблемы. «Очень понравилось выступление профессора кафедры методики преподавания физики и информатики Дагестанского государственного педагогического университета Тимура Везирова – человека, который с большой теплотой относится к Южной Осетии. Более того, у нас есть и совместные публикации. Ученые по техническим дисциплинам из СКГМИ: Гетоева Е.Ю., Джиоева А.К., Джиоева О.О.,Зассеева Л.А.и Танделова О. М. также представили содержательные доклады», – сказала она.
Запомнилась яркая презентация сотрудников Новосибирского университета, добавила наш респондент, которые разработали свою цифровую площадку, где изучают языки. Как показала практика, студентам очень удобно и легко работать на данной платформе. «Для нас это очень полезная информация, так как данные проблемы в Южной Осетии практически никем не исследуются. Хотелось бы, чтобы и мы работали над ними – качественно и плодотворно», – отметила Козаева.
Доклад югоосетинского автора о перспективах развития образования по модели удаленного Р2Р вызвал живой интерес у участников конференции. В научной работе ученый рассказала, что трансформационные процессы в образовании идут по всему миру. Они нужны и в отечественном образовании. Цифровая экономика требует, чтобы каждый обучаемый овладел компетенциями XXI века (критическим мышлением, способностью к самообучению, умением полноценно использовать цифровые инструменты и сервисы в своей повседневной работе) и мог творчески применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде. «В новых образовательных стандартах уже отражены задачи формирования у каждого обучающегося способности управлять собственным учением. Цифровая трансформация образования должна решить эту задачу, – заметила Козаева. – Уже сегодня известно, что дистанционное обучение будет наращивать темпы в последующие годы, займет передовые позиции во всем многообразии способов обучения. В научной литературе выделяются три основные модели реализации дистанционного обучения».
Докладчик акцентировала внимание присутствующих на модели сетевого обучения, в частности, удаленного Р2Р-обучения. Она используется отдельными преподавателями образовательных организаций, но еще требует осмысления, тем не менее ее перспективность и роль в развитии цифрового образования не вызывают сомнений.
«Сегодня Peer 2 Peer University – это фундаментальный проект открытого образования, который организовывает весь процесс обучения не в традиционных институтах. Он основан на открытых образовательных ресурсах и дает возможность учащимся оценивать их достижения, – отметила в своем выступлении Г. Козаева. – Обучение по модели Р2Р на современном этапе развития образования целесообразно в экономическом и ситуативном аспектах, поскольку уже каждый российский университет имеет платформу дистанционного обучения, а мир подвержен различным непредвиденным напастям в виде пандемии. Например, в перспективе вся заочная форма обучения может быть реализована на основе сетевой организации образовательного процесса. Новое виртуальное учебное пространство станет доступным для изучения образовательных программ разного уровня, что даст возможность для непрерывного образования и формирования перспектив собственного образования».
С большим воодушевлением Гульнара Козаева рассказала о технопарке г. Махачкалы, который был построен на средства, выделенные по гранту президента РФ. По ее словам, это дорогой технопарк, где готовят специалистов по цифровому образованию. Преподаватели работают со студентами на специальных сенсорных столах, стоимостью более 4 млн. руб. «Такими технопарками обзавелись всего 30 федеральных вузов по всей России. Из-за необычного оснащения и дизайна аудитории называют «комнатами будущего». Все дисциплины и программы загружены на эти экраны, преподаватель во время занятия открывает нужный профессиональный модуль», – подчеркнула она.
Организаторами конференции «Цифровая трансформация образования: состояние и перспективы» выступили Министерство образования и науки Дагестана, Дагестанский государственный педагогический университет совместно с Азербайджанским государственным педагогическим университетом и Чеченским государственным педагогическим университетом.
З. КАЧМАЗОВА