Транскам «чихнул» и Южная Осетия «простудилась»

Американцы говорят: «Стоит Детройту чихнуть, как простужается вся Америка». В свое время Детройт был сердцем американского и мирового машиностроения. Производство автомобилей в Детройте достигало невероятных масштабов. В Детройте сосредоточились крупнейшие автомобильные заводы – Ford, General Motors, Chrysler. Город расцвел и стал одним из богатейших в мире. Однако с 1950-х годов по разным причинам Детройт стал чахнуть и в настоящее время превратился в город-призрак. И когда сердце, центр мирового машиностроения давал перебои, то, как писали обозреватели, острые спазмы ощущали в самых отдаленных районах страны и далеко за пределами США. Поэтому в США и была в ходу фраза: «Стоит Детройту чихнуть, как простужается вся Америка».
Как жизнь в огромном Детройте была завязана на машиностроении, так и жизнь Южной Осетии завязана на Транскаме. Любая нештатная ситуация на Транскаме приводит к «простуде» Южной Осетии. Почти неделю Транскам закрыт вследствие обильных снегопадов. Во избежание трагических случаев соответствующими службами Южной Осетии и России Транскам перекрыт и начался обстрел лавин с целью их принудительного спуска. Сейчас дорожные и другие службы в экстренном режиме обстреливают лавиноопасные участки и пробивают дорогу.
В условиях снежного блэк-аута в Южной Осетии заметно поредели полки продуктовых и других магазинов. Предприниматели не могут завезти свежую продукцию, в ход идут оставшиеся запасы. Полностью нарушено автотранспортное сообщение между Россией и Южной Осетией. К сожалению, отдельные категории граждан разводят не нужную панику, не понимая, что сил у природы больше, чем у человечества и даже самой современной техники.
Вместе с тем, создавшаяся ситуация актуализировала сразу несколько вопросов, объединенных общей темой – расширение логистики и дорожного сообщения с Россией. Сразу после августовской агрессии Грузии 2008 года, активно обсуждался вопрос строительства железной дороги в Россию.
А 9 октября 2008 г. даже было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии на период с 2009 по 2011 годы между РСО-Алания и филиалом “Северо-Кавказская железная дорога” ОАО “Российские железные дороги”, одним из главных вопросов повестки дня было строительство дороги в Южную Осетию. Как сказал тогда начальник СКЖД Владимир Голоскоков, для прокладки железной дороги в Южную Осетию нужны проектные разработки. По мнению Владимира Голоскокова, технологически проведение железной дороги в Южную Осетию осуществимо.
“Нет неосуществимых технических вопросов, – сказал начальник СКЖД. – Предпроектные и проектные работы берет на себя инвестор, в данном случае, РЖД, а строительство дороги осуществится за счет средств государства”.
Как гласят архивные данные, еще в 1934 г. был разработан проект прокладки путей от города Алагира до Цхинвала. В любом случае, для РЖД нет неосуществимых проектов. Кроме того, строительство железной дороги принесет большой экономический эффект.
Второе – на опасных участках Транскама в последние годы построено несколько галерей под лавиноопасными участками. Думается, обслуживающие Транскам организации призадумаются о продолжении политики строительства новых галерей, особенно с учетом недельного «плена» Южной Осетии, если конечно технически это осуществимо.
И третье. В октябре прошлого года МЧС Южной Осетии при поддержке российских коллег приступил к работе по созданию государственного мобилизационного резерва на случай чрезвычайных ситуаций. Еще в апреле 2018 года президент Бибилов заявил о необходимости стратегических резервов в республике. Надеемся, что предметное решение вопроса стратегических резервов в республике примет больший динамизм, чтобы нештатные ситуации на Транскаме, к которым могут привести и проливные дожди, не приводили к «простудам» Южной Осетии.