По статистике талантливых детей почти 20 процентов. Но лишь единицам из них удаётся развить по максимуму свои способности.
Да что там, все дети одарены! У каждого ребёнка есть задатки, данные ему природой. Если их правильно развивать – появятся способности. Но и тут базу будущего дара надо успеть сформировать! Разовьёт свой дар малыш или загубит его, во многом зависит от семьи, воспитания, педагогов. Но сегодня статистика печальна: большинство детей к 8- 10 годам теряют свои задатки.
Можно ли купить талант? А вырастить его? Или развить? Купить, увы, нельзя. А вот развить способности ребёнка – вполне по силам!
Большинство родителей считают, что талант ребёнку даётся свыше: либо он есть, либо нет. Придёт, мол, время – и скрытые способности проявятся сами. И… глубоко ошибаются.
Задатки каждый малыш, дей-ствительно, получает с рождения, их заложили мама и папа. Конечно, все родители понимают, что задатки ребёнка надо развивать, превращая их в способности. И тогда ребенок достигнет успеха: кто-то на поприще учёбы, кто-то в науке, технике, бизнесе, игре на скрипке или в шахматы, другим будет дано рисовать не хуже Пикассо, играть на сцене или конструировать. “Подрастёт – отдадим малыша в кружок”, – строят планы на будущее родители. И делают первую ошибку.
Из любого ребёнка можно вырастить талант. Самое важное время для развивающегося человечка – это первые годы его жизни. Именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей. К четырём годам структура мозга сформирована у малыша уже на 90 процентов! Именно поэтому возраст 2-4 года – самый эффективный для занятий с ребёнком. А уже к 10-12 годам, по утверждению психологов, формирование таланта завершается. Именно до этого срока родителям и педагогам предстоит успеть проделать титаническую работу по развитию детей. Ведь способности приобретаются в результате обучения и только в обучении. А если просто ждать у моря погоды? Уже к 7 годам у малыша может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. То, что в 2-3 года познаётся с интересом, легко, в 6 лет может вызвать трудности и, как следствие, – нежелание учиться. Поэтому особенно актуально раннее развитие детей.
В 6-7 лет каждый малыш должен идти в школу. А значит (и это принимается почти всеми родителями), к школе его надо подготовить. Ребёнок должен уметь читать, писать, считать и обладать, по возможности, энциклопедическими для своего возраста знаниями. Почему-то считается, что именно это гарантия того, что ребёнок первые 2-3 школьных года проскочит “на ура”. А дальше, мол, подрастёт и уже самостоятельно при помощи школьных учителей будет обрастать знаниями. Это – ошибка вторая!
Очень важно своевременно развивать психические функции: внимание, память, воображение, логическое мышление. Оказывается, этому тоже надо учить! Учиться надо уметь!
Как вы думаете, кто успешнее освоит школьный курс: тот, кто к 6 годам без запинки последова-тельно считает до тысячи, или тот, кто пусть и считает пока до десяти, но у кого развиты способности к обобщению, экономному и гибкому решению задач, сформированы пространственные представления, тренирована память, кто обучен логическим операциям и умеет получать удовольствие от решения логических задач? Кем бы в дальнейшем ни стали “обученные учиться” дети – накопленные модели экономного рационального решения всегда помогут реализоваться их способностям! И наоборот: если у ребёнка не сформированы необходимые интеллектуальные навыки для обучения школьным наукам, его не спасёт никакой объем хаотично полученных знаний. Именно поэтому у 90 процентов школьников к старшим классам падает успеваемость и приобретаются неврозы и болезни ЖКТ.
К.БАГАЕВА