Лимонад из самого сердца Абхазии!

Пивоваренный завод «Сухумский» является одним из ведущих предприятий пищевой промышленности Абхазии. Продукция предприятия с перовых дней завоевала доверие потребителей не только среди населения, но и туристов, посещающих республику. Главный критерий такой популярности – высокое качество продукции и широкая линейка всевозможных напитков, являющихся настоящим брендом Республики Абхазия. На престижной Международной выставке продуктов питания, напитков, сырья «Продэкспо-2019» в Москве, завод получил Гран-при в номинации «Лучший продукт 2019» и признан лучшим предприятием года. В очередной раз предприятие заявило о себе как о серьезном игроке на рынке, прославив себя и Республику Абхазия.

Сухумский пивоваренный завод существует с 1953 года, хотя безалкогольную продукцию выпускает еще с 1930-х годов. После Отечественной войны народа Абхазии руководителем завода стал предприниматель Омар Кварчия, которому пришлось практически из руин поднимать завод, так как не было ни сырья, ни специалистов, а оборудование и цеха находились в ужасном состоянии. Несмотря на это, ему удалось вдохнуть в завод новую жизнь и выпускать на рынок конкурентоспособную продукцию. После смерти Омара Кварчия предприятие возглавила его супруга Амра Ануа, которая хоть и имела экономическое образование, но никогда не работала по специальности, так как занималась домом и воспитанием четырех детей. Смерть Омара стала для нее страшнейшим потрясением. Она не просто осталась с детьми без мужа, но еще и единственным учредителем предприятия, которой пришлось взять на себя тяжелую ношу руководителя. «Вспоминая те непростые дни, когда она, буквально разрывалась между работой и воспитанием детей, которые на тот момент были еще маленькими, мне было непросто, но я справилась, потому, что коллектив завода меня поддержал, – рассказывает Амра Ануа. – Помогла мне сестра мужа Анжела, которая работает здесь с послевоенных времен. Она и сегодня меня поддерживает. Сейчас завод выпускает и безалкогольную линейку. Это была мечта Омара, которую мы воплотили в реальность».
Вскоре на заводе было установлено оборудование европейского качества, чтобы он мог работать бесперебойно. Через какое-то время был разграничен розлив пива и безалкогольной продукции, отремонтированы цеха. Так началась новая эра сухумского пивоваренного завода, который взяв за основу рецептуру советских времен, смог разработать оригинальные сорта сладкой газированной воды и добиться неповторимого вкуса. Все напитки производятся только из натуральных ингредиентов. Все ароматизаторы тоже натуральные. Экстракты заказываются в европейских фармацевтических компаниях, а вот композиции напитков – это авторские задумки завода, которые выпускаются только сухумским пивоваренным заводом.
Ассортимент продукции, как говорится, на любой вкус и кошелек. Есть премиальный сегмент, который выпускается под относительно новым брендом Frukt’OZ, что означает «Волшебная страна фруктов» (OZ – волшебная страна). В этой линейке завод отказался от традиционной этикетки и решил декорировать бутылку керамическими красками. Дизайн рисунков заказывали в одной российской компании, его придумывала девушка, учившаяся в Лондоне. А необычный дизайн бутылки в виде капли – эксклюзив пивоваренного завода. Все напитки (кроме ПЭТ сегмента) выпускаются в экологически чистой стеклянной таре. В линейке премиум-класса представлены питьевая вода «Азанта», которая привозится из Гумистинского ущелья и потом разливается по бутылкам, такие композиции сладких напитков, как «Фейхоа и лавр», «Гранат и эвкалипт», «Лимон и имбирь», «Груша и цветы дерева апельсина», «Абрикос и курага», а также «Айва», «Мандарин», «Тархун», минеральная вода «Ауадхара», которую, кстати привозят из знаменитого горного источника. Здесь она проходит грубую, среднюю и тонкую чистку, обязательно газируется и разливается по бутылкам. Она не купажируется, и это легко проверить. И «Ауадхара», выпускаемая заводом, по целебным свойствам и приятному вкусу не уступает грузинскому «Баржоми» и французской «Виши». В среднеценовой линейке, представленной 12 видами продукции, выпускаются напитки «Груша», «Тархун», «Лимонад», «Нарт», «Ситро», «Мохито», «Сухум-кола», «Яблоко», «Вишня», вода «Азанта», минеральная вода «Ауадхара» и др.
Конечно, самой популярной и любимой продукцией завода неизменно остается пиво из натурального солода, хмеля и артезинской родниковой воды согласно чешским традициям. Технология приготовления занимает около 30 дней. Зато на выходе имеется вкуснейшее пиво, обладающее хмельным ароматом, глубоким солодовым послевкусием и легкой горчинкой. Вот почему оно пользуется большим спросом не только у местного населения, но и у россиян. Ассортимент пива также разнообразен – классическое сухумское, сухумское оригинальное, жигулевское сухумское, пиво «ИванычЪ», которое выпускается в память об Омаре Ивановиче Кварчия.
У завода большие требования не только к качеству сырья, но и к выпуску продукции. Недавно здесь запущена бутыломоечная машина, завезенная из Чехии. Теперь вся тара проходит тщательнейшую стерилизацию. Это делается для высокой стойкости напитка. Завод оснащен современной лабораторией, контроль над качеством осуществляется на каждом этапе производства. Также внедрен Международный стандарт качества. Получить его было нелегко, но европейская сертификация позволяет выпускаемую продукцию представлять и на зарубежном рынке, хотя пиво и безалкогольные напитки пивоваренного завода в основном реализуются в Абхазии, так как этот рынок является наиболее приоритетным. И только самая малая часть продукции идет на экспорт, в Российскую Федерацию.
Секрет успешного развития завода – в качестве выпускаемой продукции, применении современных технологий, а также в использовании передового оборудования. Не меньшее значение имеет и качество воды. Важно и то, что завод на одном месте не стоит и идет в ногу со временем, радует потребителей новыми напитками, вкусами и ароматами, ассортиментом продукции, продуктовой линейкой. Где-то через полтора месяца на завод будут доставлены новые емкости из Венгрии. Они нужны, чтобы в пик туристического сезона удовлетворить потребности рынка, а завод работал без перебоев. Приедут сюда и специалисты из Венгрии, которые будут несколько месяцев работать на заводе и обучать персонал новым навыкам.
Присутствие иностранных специалистов на заводе не редкость, они приглашаются из Германии, Австрии и Чехии. Нередко на повышение квалификации работников отправляют и на действующие заводы за пределы Абхазии. «Я сама очень люблю путешествовать. С удовольствием посещаю другие заводы, привожу новые идеи, которые здесь находят реальное воплощение. Так, совсем скоро на абхазском рынке появится безалкогольный напиток со вкусом популярного в Абхазии кизила», – сказала Амра Ануа.
Успех завода зависит и от профессиональной работы персонала. Здесь работает около 100 человек, правда, в летний туристический сезон, количество сотрудников увеличивается до 130. И текучести кадров на заводе нет, так как работа интересная и оплачивается достойно. Более того, на работу приходят и представители молодежи, окончившие не только российские вузы, но и Абхазский госуниверситет. Они сначала стажируются, а те, кто устраиваются на постоянную работу, периодически повышают квалификацию. Так на заводе растят настоящих профессионалов, всей душой и сердцем любящих свое дело. Две дочери Амры тоже решили связать свою трудовую жизнь с заводом.
Но это не все, что можно рассказать о заводе. Сухумский пивоваренный завод является также донором Культурно-благотворительного фонда «Ашана», помогает подопечным благотворительной организации «Киараз», словом, занимается и другими хорошими и благородными делами.

Собственный корреспондент газеты «Южная Осетия» в Абхазии Эсма АРДЖЕНИЯ