Благодаря разработке и введению Налогового кодекса РЮО в республике упорядочились отношения между КНС и налогоплательщиками, заявил в интервью нашей газете председатель Комитета по налогам и сборам Владимир Каджаев.
Налоговый кодекс РЮО вступил в силу в январе 2016 года. Ранее мы пользовались российским налоговым кодексом. Однако югоосетинское налоговое законодательство в определенной степени отличается от российского.
«Кроме того, в наших нормативных актах не были четко обозначены права и обязанности участников налоговых отношений, перечень налоговых платежей и их ставок для отдельных категорий плательщиков. Не были также четко прописаны льготы и вычеты по некоторым видам налогов и т.д., – отметил глава фискального ведомства. – Этим пользовались недобросовестные граждане и предприниматели, которые ухищрялись находить различные лазейки для уклонения от уплаты налогов».
В югоосетинском Налоговом кодексе четко указываются категории налогоплательщиков, механизм определения налогооблагаемой базы, сроки уплаты, система начисления и взыскания налогов, налоговые вычеты, льготы и т.д.
Поэтому с разработкой собст-венного налогового кодекса республики полномочия работников КНС значительно расширились. У них появился серьезный административный ресурс для взимания у налогоплательщиков задолженности перед госбюджетом. Кроме того, сейчас сотрудники КНС могут более эффективно взаимодействовать с лицензионными органами для выявления недобросовестных предпринимателей и т.д.
«Наряду с этим, появилось значительно больше прав и у наших налогоплательщиков. Сейчас у них есть возможности не выполнять неправомерные требования работников КНС и требовать компенсации убытков от подобных незаконных действий, – добавил Каджаев. – По нашему кодексу граждане и хозяйствующие субъекты могут также получить на определенных условиях отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит».
Возникновение различных спорных ситуаций между работниками фискальных органов и налогоплательщиками можно решать в досудебном порядке.
Налоговый кодекс РЮО предусматривает пять налоговых режимов. Общий режим налогооблажения, патентную систему налогооблажения, единый налог на вмененный доход, упрощенную систему налогооблажения и систему налогооблажения для производителей сельхозпродукции (единый сельскохозяйственный налог).
С учетом специфики своей хозяйственной деятельности и ее масштабов предприниматели могут выбрать из этих режимов наиболее благоприятный для себя. Специалисты КНС оказывают им необходимую консультативную помощь в этих вопросах.
Положительные результаты дало и принятие закона о введении контрольно-кассовой техники, который конкретизировал нормы составления и предоставления финансовой отчетности.
Благодаря этому для работников КНС повысилась прозрачность и открытость финансово-хозяйствен-ной деятельности предпринимателей. Теперь государство может полноценно реализовать свои права на получение от бизнес-сообщества достоверной и необходимой информации.
«С внедрением контрольно-кассовой техники значительно сократились возможности сокрытия доходов для недобросовестных предпринимателей», – пояснил Каджаев.
Использование контрольно-кассовой техники создает определенные удобства и для потребителей при возникновении различных вероятных инцидентов. Выдаваемый при покупке товара или услуги чек может служить доказатель-ством, что они приобретены гражданином именно у того или иного хозяйствующего субъекта.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выплачивающие единый налог на вмененный доход, могут осуществлять наличные денежные расчеты без использования контрольно-кассовой техники, при условии выдачи по требованию своих клиентов товарного чека, квитанции и т.д.
Остальные организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт должны в обязательном порядке применять контрольно-кассовую технику, включенную в Госреестр РЮО.
Гугули ВАЛИЕВ