Внедрить новые технологии дорожного строительства

Пока в Южной Осетии строят дороги с асфальтовым покрытием, в мире набирают популярность бетонные автомагистрали. Они стоят дороже, но гораздо дольше сохраняют эксплуатационные свойства.

Дороги из цементобетонной смеси строятся в самых разных странах. Больше всего в США, где более половины автострад – бетонные. Получили распространение и в Германии, Китае, Японии, Турции, других развитых государствах. Хотя «бетонки» появились больше ста лет назад, но именно в последние десятилетия активно внедряются в дорожное строительство.
Считается, что бетонное покрытие лучше асфальтового, отличается более высокой прочностью и долговечностью, срок его эксплуатации в среднем составляет 30-40 лет, в то время как асфальтовое полотно служит в лучшем случае десять лет с регулярным ремонтом. В Германии, к примеру, до сих пор эксплуатируется бетонная дорога, сделанная аж в 1936 г.
Покрытие из бетона хорошо выдерживает температурные колебания, устойчиво к погодным изменениям, не подвергается деформации: не плавится на солнце, не растрескивается на морозе. Другое преимущество – экологичность. Для изготовления асфальтовой смеси используются нефтепродукты, во время укладки асфальта вредные вещества загрязняют воздух. А для бетонного полотна используются только безопасные природные компоненты. На таких покрытиях большегрузные автомашины расходуют меньше топлива, следовательно, не так много будет выбросов в атмосферу выхлопных газов. Коэффициент сцепления покрытия с колесами выше. Что касается шума, то существуют технологии, позволяющие минимизировать его.
Есть и минусы. «Бетонки» стоят дороже, хотя не всегда. Цены на битум растут, а значит, конечная стоимость уравнивается. Да и в целом построенные из бетона дороги, если учитывать более долгий срок службы, в суммарном итоге обойдутся дешевле, так как прослужат больше и не придется тратить большие суммы на ежегодный ямочный ремонт.
После устройства бетонной автодороги по ней нельзя передвигаться раньше, чем через 2-3 сутки, пока выложенная смесь не окрепнет. В этом плане уже выигрывает асфальт, который высыхает спустя пару часов. Содержание «бетонки» – тоже дело непростое. Ямочный ремонт почти невозможен, нужно менять целые куски.
Но самое главное – необходимы строгое соблюдение технологий строительства и высокое качество сырья, нужен цемент определенной марки. Цена ошибки велика, ремонтировать бетонную трассу будет труднее.
В любом случае, преимуществ у такого покрытия больше, не зря же в экономически благополучных странах строят «бетонки». В России они пока не получили широкого распространения, но в последнее время все активнее стали говорить об этом, как о перспективном направлении, процесс пошел. В некоторых других странах ближнего зарубежья также начали осваивать новые методы, придя к выводу, что лучше один раз построить основательную дорогу, чем все время залатывать на ней ямы.
Технология строительства бетонного покрытия включает несколько этапов. Готовится грунтовое основание, устраивается дренажная система для отвода грунтовых и дождевых вод. Подстилающий слой состоит из щебня и песка толщиной в несколько десятков сантиметров. Выполняется сборка опалубки. Укладка арматурной сетки происходит в ходе заливки бетонной смеси. Ну и далее разглаживание и т.д. Иногда дорожная «одежда» выполняется из готовых дорожных плит, что сокращает время работ.
В нашей республике пока и речи нет о строительстве бетонных дорог. Оно и понятно, стоят дороже, а своих денег у нас нет. К тому же требуется время для подготовки специалистов. Сначала, возможно, придется приглашать их извне.
Впрочем, у нас стали задумываться о другом варианте – использование щебеночно-мастич-ного асфальтобетона (ШМА). Как сказал заместитель председателя Комитета по дорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог Мурат Габараев, в обозримом будущем надо переходить на этот метод укладки дорожного покрытия, которое сейчас активно применяется в разных регионах РФ, в том числе в Северной Осетии.
ШМА обладает рядом преимуществ в сравнении с обычной асфальтовой смесью, содержит 70-80 % камня и больше битумного вяжущего материала, это делает его долговечнее. Укладывается традиционным способом.
«Наша республика богата природными материалами. Используемый сегодня при изготовлении асфальта гравий содержит минеральный порошок, и, в целом, качество дорожного покрытия у нас хорошее. Но технологии развиваются, постепенно и нам нужно переходить на щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь. В ней присутствуют стабилизирующие добавки, придающие дорожному полотну высокую прочность и долговечность», – отметил М. Габараев.
Во всем мире совершенствуются технологии устройства дорожных покрытий. Это актуально в свете бурной автомобилизации и увеличения нагрузок на транспортные коммуникации, которые быстрее изнашиваются. Поэтому необходимо и нам искать новые подходы, строить прочные автодороги с более длительным сроком эксплуатации, для начала хотя бы на магистралях с высокой интенсивностью движения.

И. ДЖИОЕВ