Голос лиры Коста не умолкает

«Весь мир – мой храм» …

15 октября в Осетии наступает день, который нельзя назвать просто календарной датой. Это день рождения Коста Левановича Хетагурова – поэта, художника, драматурга, публициста и просветителя, основоположника осетинского литературного языка.

В этот день его имя отзывается в каждом осетинском сердце, напоминая о вечных ценностях: свободе, чести, родной земле и силе слова.

День рождения Хетагурова традиционно празднуют жители как Южной, так и Северной Осетии. Торжества проходят и на малой родине поэта — в селе Нар (Северная Осетия), где он родился и провел детские годы. Тысячи поклонников его творчества традиционно съезжаются, чтобы почтить память гения.

 

Осетию без Коста Хетагурова представить так же сложно, как Россию – без Пушкина. Коста Хетагуров – поэт, прозаик, драматург, публицист, первый профессиональный художник Осетии – выдающийся просветитель осетинского народа.

Максим Горький писал о нём: «Коста — замечательный поэт, творчество которого трогает человека социальной правдивостью и душевными, чётко оформленными стихами». Будучи человеком энциклопедического ума, Хетагуров своими классическими произведениями обогатил не только осетинскую, но и мировую литературу.

 

 

ОСЕНЬ В НАР

Чтобы понять масштаб личности Коста Хетагурова, нужно хотя бы мысленно перенестись в осень 1859 года в селение Нар: кругом суровые и величественные горы, осенние краски окрашивают их склоны. Именно здесь холодной осенней ночью в хлеву родился мальчик, которому было суждено стать светочем народа. Его рождение не сопровождалось фанфарами, оно было как у сотен других детей, проживавших в горах.

Но когда в мир приходит человек, в груди которого горит огонь, с сердцем, полным безграничной любви, его собственная судьба почти никогда не складывается легко и просто.

День рождения Коста Хетагурова – это не только точка отсчета жизни гения, но и символический момент пробуждения национального самосознания.

До него осетинская литература существовала преимущественно в устной форме: в нартском эпосе, в героических песнях. Коста вывел на уровень высокой литературы этот живой источник. Творчество Коста Хетагурова многогранно: его перу принадлежат стихи, поэмы и публицистические произведения как на русском, так и на осетинском языках.

«ИРОН ФÆНДЫР»

В день рождения поэта по всей Осетии, в детских садах и школах, вузах, на площадях звучат строки из «Ирон фæндыр».

Говоря о Коста Хетагурове, невозможно не говорить о поэтическом сборнике «Осетинская лира» («Ирон фæндыр»). Эта книга стала для осетин чем-то большим, чем сборник стихов. «Осетинская лира» – заложила фундамент осетинского литературного языка. Автор блестяще соединил традиции народного творчества с формами классической поэзии. Книга воспевает Осетию, её природу и традиции, а также тяжелую долю горцев. Сквозь все творчество Хетагурова проходит мысль о борьбе за человеческое достоинство, стремление к свободе и просвещению.

Каждый раз, когда произносят строки из стихотворения «Мать сирот», наступает тишина полная слез. Коста с пронзительной точностью описал долю женщины-горянки, вынужденной растить детей в одиночку.

Другой вечный мотив его поэзии – любовь к Отчизне. Стихотворение «Перед судом» – это не просто размышление о жизни и смерти, это гимн верности своей земле. Поэт клянется, что и после смерти его душа будет тосковать по родным ущельям. Эта идея неразрывной связи с малой родиной является центральной для национального самосознания осетин, и Коста выразил ее с предельной силой и ясностью.

Сегодня поэтические строки Коста Хетагурова звучат как живые, актуальные высказывания. Молодое поколение, слушая «Кубады» или «Хетаг», ощущает ту же гордость и ту же боль, что и их прадеды. В этом заключается феномен гения – сказать то, что является вечной истиной.

ХУДОЖНИК И БОРЕЦ

Коста Хетагуров был первым осетинским профессиональным художником. Его картины, такие как «Скорбящий ангел» или «На школьном дворе», полны глубокого гуманизма, как и его стихи.

Коста был не просто созерцателем. Он был пламенным публицистом и борцом за справедливость. Его статьи в газете «Северный Кавказ», в которых он смело выступал против произвола царских чиновников и защищал интересы простых горцев, привели к ссылке, болезням и преждевременной смерти. Его жизнь стала примером трагической судьбы пророка на своей родине.

Самый яркий символ дня рождения Коста – это, пожалуй, толпы людей, которые 15 октября приходят к его памятникам не только в Цхинвале и Владикавказе, но и во многих других городах. К подножию монументов ложатся живые цветы. Но это не ритуальное возложение, это – личное обращение. Студенты, школьники, ветераны, матери с детьми – все приходят к своему Коста поблагодарить, просто постоять в тишине.

Для Осетии Коста – больше, чем историческая фигура.

В этот день по всей республике проходят литературные вечера, научные конференции, открытые уроки. Но главное празднование происходит не на официальных трибунах, а в семьях. За праздничным столом, вспоминая Коста, звучат его стихи, как напутственные слова. Таким образом, из поколения в поколение живет Коста в Осетии в благодарных сердцах потомков.

День рождения Коста Хетагурова – это не взгляд в прошлое, а взгляд в будущее через призму вечных ценностей, которые он завещал своему народу. Голос его лиры не умолкает.

Наследие Коста Хетагурова выходит далеко за пределы Осетии. Одна только фраза «Весь мир — мой храм!» свидетельствует о масштабе его гения, чьё творчество принадлежит всему человечеству, а имя звучит на творческих вечерах по всему миру.

Залина ЦХОВРЕБОВА