Национальные СМИ в своем становлении и развитии

23 июля в календаре праздничных дней и памятных дат Государства Алания отмечен как День работника средств массовой информации. В этот день в далеком 1906 году начала издаваться первая газета на осетинском языке «Ирон газет». Печатное издание вышло в г. Владикавказе в типографии З. Шувалова. С 1996 года 23 июля в Республике Южная Осетия отмечается как день национальных СМИ.

Выбивая с трудом средства на издание газеты и добиваясь разрешения у имперской администрации Терской области, основатели газеты «Ирон газет» (Осетинская газета) и не предполагали, что закладывают основу национальной журналистики. Тогда у Цомака Гадиева, Цоцко Амба-лова, Дзибына Газданова, Ал-махсиад Канукова, Камболата Уртаева и Асланбега Бутаева цель была на ближайшую перспективу – принести печатное слово в широкие массы. И слово это было на осетинском.
После «Ирон газет» были и другие издания на осетинском языке – газеты и журналы. На следующий год, 8 марта 1907 года, в Тифлисе вышла вторая газета на осетинском языке – «Ног цард» (Новая жизнь). Учредителями этого печатного издания были представители уже интеллигенции юга Осетии: Бидзина Кочиев, Петр Тедеев, Александр Тибилов, Николай Джиоев, Вано Абаев.
Дальше больше – газета «Хабар» (1909 г.), журналы «Зонд» (1907 г.), «Æфсир» (1910 г.), «Хуры тын» (1912 г.) и «Чырыстон цард» (1912 г.). Но просуществовали все эти издания недолго, ведь в имперской России не особенно приветствовали развитие национальных культур. В Петербурге в этом видели опасность формирования сепаратисткой идеологии.
На заре советской власти в Южной Осетии начался бум развития печатных средств массовой информации. В 20-30 х годах в Юго-Осетинской автономной области выходили в свет одновременно газеты «Хурзæрин» (Заря), «Большевикон аивад» (Большевистское искусство), «Ленинон» (Ленинец), «Æрыгон большевик» (Юный большевик), «Мах фæл-тæр» (Наше поколение), «Пионеры хъæлæс» (Голос пионера), литературный журнал «Фидиуæг» (Глашатай), сатирический журнал «Кæфхъуындар» (Крокодил). Такому разнообразию сегодня можно только позавидовать.
Становление и развитие средств массовой информации в Южной Осетии знает разные периоды. Вольница и романтизм в СМИ первых лет советской власти сменились прессингом и тотальным контролем за печатным словом конца 30-х и начала 50-х годов. В этот период даже простая опечатка могла обернуться не только снятием с работы, но и тюремным заключением и даже расстрелом. «Хрущевская оттепель» не особенно отразилась на работе печатных изданий в Южной Осетии, разве что работа журналиста уже не была связана с опасностью за свое будущее. Ну, а эпоха Брежнева вообще выхолостила из национальной журналистики такое понятие как независимое мнение.
Конечно же, были и свои исключения. Так, в 70-х годах один молодой сотрудник газеты «Советон Ирыстон», органа компартии Юго-Осетинской автономной области, провел собственное журналистское расследование деятельности одного из предприятий г.Цхинвала. Подготовил критическую статью, которая могла стоить одному из местных руководителей должности. На журналиста было оказано давление, но он не поддавался. Все закончилось тем, что директор предприятия написал заявление в милицию, где сообщал, что журналист требует у него взятку за свое молчание. Арестовали работника газеты во время антракта в театре, когда он пришел на спектакль с своей девушкой. После такого демонстративного задержания едва ли у кого-нибудь из местных журналистов возникло бы еще желание заниматься критическими материалами.
С началом перестройки и гласности, провозглашенных Горбачевым, произошли странные метаморфозы. Теперь можно было издавать газеты каждому желающему, были бы средства оплатить расходы и писать в них все что вздумается. Но парадокс – практической пользы от этой вседозволенности для общества не было. В Советском Союзе критические материалы были редкостью, но когда их печатали в газете – отклик властей был мгновенный. А в новую эпоху какие только разоблачения не делались в СМИ, а реагирования никакого!
Со дня выхода в свет первой осетиноязычной газеты прошло 114 лет. С одной стороны, сегодня мы видим, что в Осетии широко представлены национальные средства массовой информации – выходят газеты, работают студии национального телевидения, радио. Однако с другой – отсутствует такое понимание, как независимая пресса. А ведь «Ирон газет» была средством выражения прежде всего независимого мнения.
В июле Союз журналистов Абхазии был принят в состав Международной федерации журналистов (МФЖ). Главный критерий, по которому проходит одобрение претендентов на вступление в МФЖ, это наличие в национальных союзах журналистов представителей независимых изданий. А в Абхазии функционируют не только независимые газеты, но и телекомпания «Абаза-ТВ».
Конечно же, никто не препятствует созданию в Республике независимых СМИ. Вся проблема только в возможности финансирования издания. Большинство негосударственных СМИ закрылись в свое время именно по этой причине. Вместе с тем мы должны понимать, что без наличия независимых СМИ информационное пространство Республики теряет свое разнообразие и полноту.
В настоящее время перед журналистским сообществом Осетии стоят важные задачи. Это не только оперативное информирование населения о событиях в стране и за рубежом, но и создание образа Южной Осетии как состоявшегося государства. А для этого необходимы не только профессиональное мастерство, но и внутренняя уверенность.
Р.КУЛУМБЕГОВ