80 лет прошло со дня Великой Победы, окончания Великой Отечественной войны. Но великий подвиг советского народа, память о неисчислимых утратах не забыты. В Южной Осетии не осталось в живых участников войны, но День Победы был и навсегда останется праздником со слезами на глазах.
Южная Осетия известна своими воинскими и трудовыми подвигами в годы Великой Отечественной войны. На фронтах сражались более 20 тысяч жителей небольшого края (и ещё около 44 тысяч уроженцев Северной Осетии).
8 июля 1944 года в опубликованной «Правдой» приветственной телеграмме отмечалось: «Сыны осетинского народа в борьбе с гитлеровскими захватчиками показали образцы героизма и мужества. И сейчас, когда пробил час решающих битв, храбрые осетины показали миру, что они способны творить чудеса отваги во имя независимости».
Известный факт: осетины заняли первое место по числу Героев СССР в пересчете на душу населения среди всех других национальностей Советского Союза.
Министерство обороны СССР к 50-летию Победы официально сообщило, что в конце Великой Отечественной войны в списке осетин, получивших звание Героя Советского Союза, значились 34 человека.
Между тем в данном списке, похоже, учтены только те осетины, которые были призваны на войну из Северной или Южной Осетии.
Константин Пухаев, кандидат исторических наук, писал, что тут тоже были свои неточности. «В списке осетин, ставших Героями Советского Союза, не оказался житель Южной Осетии, осетин по национальности Георгий Иванович Беруашвили (осет. – Беруаты). Родился он в селе Еред Цхинвальского района Юго-Осетинской АО. Был командиром взвода саперного батальона. Отважно сражался на украинском участке фронта. Высокое звание Героя Советского Союза получил 10 января 1944 года, а спустя всего лишь четыре дня, 14 января 1944 года, он погиб в возрасте 29 лет в бою в Черкасском районе Украины. Там же и был похоронен».
К. Пухаев приводил также факты, когда осетины, не проживали в годы Великой Отечественной войны в осетинских автономиях и призвались не из Осетии.
Так, например, Указом Президиума Верховного Совета СССР 24 марта 1945 года командиру батальона, гвардии капитану Бибилашвили Александру Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Он погиб в бою за освобождение города Таураге (Литва), где и был похоронен. Читаем в «Википедии»: «Родился 21 января 1916 года в селе Кведа Зестафонского района Грузии в крестьянской семье. Осетин». При этом Александр Бибилашвили (Бибылты) не значится в списке осетин – Героев Советского Союза.
«Герой Советского Союза – Джабидзе Давид Васильевич, капитан Советской Армии, командир 812-го истребительного авиационного полка, участник советско-финлянд-ской войны 1939-1940 гг. Родился 23 февраля 1916 года в селе Чхари Тержольского района современной Грузии в крестьянской семье. Совершил 274 боевых вылета, участвовал в 64 воздушных боях, сбил 22 вражеских самолета. Мы далеки от намерения искусственно «осетинизировать» Героев Советского Союза. Но вот что касается Джабидзе (Джабиева), то беспристрастная «Википедия» утверждает, что Давид Васильевич был осетином», – приводит другой пример кандидат исторических наук.
Константин Пухаев отметил, что «совершенно не вызывает никаких сомнений осетинская этническая принадлежность Героя Советского Союза Берошвили Владимира (Ладо) Левановича. Фамилия «Берошвили» – это не что иное, как огрузиненная форма осетинской фамилии «Бероев» («Беройты»). Родился он в 1906 (по другим данным в 1907 г.) в селении Карданахи Гурджаанского района Грузии. С 1942 года отчаянно дрался на многих фронтах Великой Отечественной войны, был командиром взвода. 4 октября 1943 года погиб в бою при защите плацдарма в селе Домантово, а похоронен был в соседнем селении Куповатое Чернобыльского района.
Нет оснований исключать осетинское происхождение еще одного Героя Советского Союза – Гогичаишвили Николая Ивановича. Гогичевы (Гогичаевы) – одно из довольно распространенных осетинских фамилий (осет. – Годжыцаты). Родился Николай Иванович в 1903 году в селе Нигвизиани Ланчхутского района Грузии. Высокого звания Героя Советского Союза был удостоен в 1942 году. Погиб старшина Н.И. Гогичаишвили в бою 14 апреля 1945 года.
Вряд ли возникнут у кого-то сомнения в национальной принадлежности еще одного Героя Советского Союза – Тваури Г.И. Его имя также не значится в списках героев-осетин, хотя вот что однозначно утверждает «Википедия»: «Георгий Иванович Тваури (1920-1999) – майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Георгий Тваури родился 9 апреля 1920 года в селе Цинарехи (ныне – территория Грузии). Осетин высокого звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» удостоился Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года», – отметил ученый.
Таким образом, Героев Советского Союза из числа представителей осетинского народа на самом деле было больше, чем принято считать официально.
ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА
Однако не менее важен экономический вклад республики в приближение Великой Победы.
Уже 23 июня 1941 года власти Южной Осетии, с одобрения высшего советского руководства, распорядились о создании в этом регионе крупной военно-тыловой базы СССР. А в конце июня 1941-го Южная Осетия стала одной из основных тыловых баз Советской армии, как и экономики всей страны. Кроме того, здесь обрели приют, лечение, питание и работу свыше 20 тысяч советских граждан, эвакуированных в 1941-1942 гг. из временно оккупированных районов и с прифронтовой полосы. При этом железная дорога Сталинир (с 1962 г. – Цхинвал) – Гори (Грузия) в 33 км и автотрасса Сталинир – Джава – Бурон –Дзауджикау (Северная Осетия) в 180 км стали важнейшими артериями снабжения советских войск на Северном Кавказе – в том числе грузами, поступающими от западных союзников по коридору Иран – Закавказье.
Однако эти факты долгое время в СССР «замалчивались» – в основном благодаря политике руководства Грузинской ССР, в составе которой до конца 1980-х находилась (в статусе автономной области) Южная Осетия…
10 декабря 1941 года в Сталинире были опубликованы первые цифры оказанной помощи фронту населением ЮОАО: это были 3610 шкур крупного рогатого скота, 1630 кг шерсти, 4699 пар шерстяных и кожаных рукавиц, 11890 пар носков, 913 шапок-ушанок. В перечне были также утепленное белье, простыни, матрацы, подушки, телогрейки, валенки. А в сентябре 1941 г. в Сталинире был открыт первый эвакуационный госпиталь на 650 коек. Благодаря профессионализму, самоотверженному труду врачей А.С. Парастаева, Г.К. Кабисова, И.А. Свинен, Е.М.Хетагуровой и остального медперсонала около трети раненых, лечившихся там, снова вернулись на фронт. Причем до 40 учреждений ЮОАО осуществляли постоянное шефство над этим госпиталем. Впоследствии было создано еще 3 подобных медицинских учреждения.
В то же время в Южной Осетии в августе 1941 – феврале 1944 гг. было организовано свыше 20 новых предприятий, выпускавших гражданскую и оборонную продукцию; расширилась площадь сельхозземель; увеличилось производство продуктов лесопереработки и животноводства. Точнее, именно в тот период начался новый этап индустриализации местной экономики.
В связи с приближением линии фронта в сентябре 1942 г. к Юго-Осетинской АО на оборону сопредельных с Северным Кавказом северных районов автономии, а также на борьбу с диверсантами были выделены значительные военные силы. А 15 сентября 1942 года в Сталинире и по всей ЮОАО было объявлено военное положение. Но тыловая база из региона эвакуирована не была, а вторгнуться в пределы Южной Осетии агрессорам не удалось – благодаря мужеству и стойкости советских войск, в составе которых на этом участке фронта были сотни жителей Южной Осетии.
Малоизвестный факт, подтверждающий значимость югоосетинской экономической базы: в начале октября 1942 г. из Ленингорского района ЮОАО был начат перегон мелкого рогатого скота на зимние пастбища – в район Кизляра (Центральный Дагестан), на расстояние почти в 350 км. Всего было отогнано 20980 голов, скот перегоняли 500 южноосетинских и дагестанских пастухов. Попытки диверсий на этом маршруте провалились, а естественные потери перегоняемого скота не превысили 10 %.
К 1943 году в Юго-Осетинской автономной области существовало налаженное тыловое производство, причем уже в первый месяц войны был осуществлен перевод экономики автономии на военный лад. К примеру, предприятия лесной промышленности области перешли на распиловку местной буковой древесины, необходимой в самолетостроении: за первые два года войны заготовки этой древесины возросли в 27 раз. В Сталинире изготовлялись также деревянные детали стрелкового оружия, штабная мебель и смежная продукция. Вдобавок ЮОАО поставляла для фронта ряд металлодеталей для стрелкового оружия, печи для фронтовых землянок, как и, например, одежду, конскую упряжь, сёдла. Для нужд военных госпиталей в ЮОАО и соседних районах Грузии была оперативно была налажена добыча южноосетинского Кемултского гипса.
В 1942-1943 гг. в Фонд обороны трудящимися Юго-Осетии области было направлено свыше 400 тыс. рублей деньгами и облигациями и, в частности, свыше 500 тонн зерна, 20 тонн картофеля, 700 голов крупного и мелкого рогатого скота, 200 тонн сыра, до 60 тонн местной целебной воды, до 35 тонн плодоовощной продукции. Крестьяне отчисляли в Фонд обороны свои трудодни; 18 млн. рублей из личных сбережений внесли трудящиеся ЮОАО на строительство танковой колонны и эскадрильи. Пионеры вносили средства на создание зенитной батареи им. З. Космодемьянской. Кроме того, на фронт отправлялись многочисленные посылки с теплой одеждой, продуктами питания, перевязочными средствами, лекарственными травами.
И все военные годы, подчеркнем, бесперебойно работали железная дорога Сталинир – Гори и автотрасса Сталинир – Дзауджикау.
Еще малоизвестный, очень характерный факт: после известного футбольного матча в оккупированном Киеве между киевскими и немецкими футболистами (16 августа 1942 г.), спортсмены и ветераны спорта ЮОАО организовали сбор средств для семей расстрелянных киевских спортсменов. Всего было собрано свыше 70 тыс. рублей.
Вышеупомянутые и другие факты, свидетельствующие о стратегической роли югоосетинского тыла в годы войны, закрывают одно из многочисленных пока еще «белых пятен» в истории Великой Победы над фашизмом.
Подготовлено по монографии И.Н.Цховребова «Южная Осетия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»