/Закон Республики Южная Осетия

Закон Республики Южная Осетия

ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон определяет правовые основы государственного регулирования торговой деятельности в Республике Южная Осетия (далее — торговая деятельность).
2. Целями настоящего Закона являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Республике Южная Осетия путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки юго-осетинских производителей товаров;
3) обеспечение и соблюдение прав и законных интересов потребителей, пользующихся услугами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — хозяйствующие субъекты) осуществляющих торговую деятельность;
4) государственное регулирование цен на продовольст-венные товары первой необходимости;
5) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи (далее — хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;
6) разграничение полномочий между органами государственной власти и местными органами государственной власти в области регулирования торговой деятельности.
3. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, местными органами государственной власти и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории Республики Южная Осетия; отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности, а также отношения, связанные с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары при их производстве, переработке и реализации посредством государственных закупок, оптовой, розничной торговли или реализации через организации общественного питания; отношения, возникающие между органами государственной власти и местными органами государственной власти, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (хозяйствующими субъектами), с другой стороны, в связи с установлением предельных значений торговых наценок на продовольственные товары.
4. Положения настоящего Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:
1) внешнеторговой деятельности;
2) торговли на товарных биржах;
3) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов;
4) продажи товаров физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Статья 2. Основные понятия, используемые
в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
товар — вещи (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество, предназначенное для продажи);
торговая деятельность (далее также — торговля) — вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
оптовая торговля — вид торговой деятельности, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием;
розничная торговля — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
рынок — имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, оборудованием, предназначенный для осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными;
торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
стационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения;
нестационарный торговый объект — торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
площадь торгового объекта — помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
торговая сеть — совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;
продовольственные товары — товары, представляющие собой пищевые продукты в натуральном или переработанном виде, предназначенные для употребления человеком в пищу, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, а также пищевые добавки, биологически активные напитки, жевательная резинка;
продовольственные товары первой необходимости — товары, удовлетворяющие жизненные потребности организма в необходимом количестве питательных веществ;
торговая наценка — надбавка к себестоимости или к оптовой и розничной цене товара, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли производителем или предприятиями торговли;
закупочная интервенция — закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Южная Осетия в установленном порядке в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения;
товарная интервенция — продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Южная Осетия в установленном порядке в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита;
торговый реестр — перечень торговых объектов, торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на территории Республики Южная Осетия.
Статья 3. Правовое регулирование отношений
в области торговой деятельности
1. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется действующим в Республике Южная Осетия Гражданским кодексом, настоящим Законом, Законом Республики Южная Осетия от 16 февраля 2008г. «О защите прав потребителей», другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия.
2. Местные органы государственной власти вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей административно-террито-риальных образовании услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Законом, другими законами, указами Президента Республики Южная Осетия, постановлениями Правительства Республики Южная Осетия.
Статья 4. Методы государственного регулирования
торговой деятельности
1. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:
1) установления требований к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования в этой области;
3) информационного обеспечения в этой области;
4) государственного контроля (надзора).
2. Не допускается применение не предусмотренных частью 1 настоящей статьи методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных законами Республики Южная Осетия.
Статья 5. Полномочия Правительства Республики Южная Осетия, органов исполнительной власти
в области государственного регулирования
торговой деятельности
1. Правительство Республики Южная Осетия в соответствии с настоящим Законом осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:
1) обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности;
2) утверждение методики расчета и порядка установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в административно-территориальных образованиях Республики Южная Осетия в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год;
4) иные предусмотренные настоящим Законом, другими законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.
2. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет следующие полномочия:
1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории административно-территориальных образований, порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
3) участие совместно с уполномоченным государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);
4) иные предусмотренные настоящим Законом, другими законами, указами Президента Республики Южная Осетия, постановлениями Правительства Республики Южная Осетия полномочия.
Статья 6. Полномочия местных органов
государственной власти в области регулирования
торговой деятельности
Органы местной государственной власти в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей административно-территориального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется местными органами государственной власти в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами Республики Южная Осетия.
Статья 7. Государственное регулирование цен
на продовольственные товары
1. Правительство Республики Южная Осетия устанавливает предельные размеры торговых надбавок (наценок) на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая товары первой необходимости для организаций, осуществляющих торговую деятельность (кроме сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих торгово-закупочную деятельность, и организаций потребительской кооперации).
2. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Республики Южная Осетия.
Статья 8. Участие в формировании и реализации
государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих
хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций,
объединяющих хозяйствующих субъектов,
осуществляющих поставки товаров
1. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.
2. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, может осуществляться в следующих формах:

 

1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов Республики Южная Осетия в области торговой деятельности и программ развития торговли административно-территориальных образований;
2) участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях административно-территориальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях административно-территориальных образований;
3) распространение юго-осетинского и иностранного опыта в области торговой деятельности;
4) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности;
5) подготовка для органов государственной власти и местных органов государственной власти предложений о совершенствовании торговой деятельности;
6) иные, предусмотренные настоящим Законом, другими законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия формы такого участия.

Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 9. Права и обязанности хозяйствующих
субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности
и ее осуществлении
1. Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Законом и зарегистрированными в установленном законодательством Республики Южная Осетия порядке, если иное не предусмотрено законами Республики Южная Осетия.
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Законом, другими законами случаев, самостоятельно определяют:
1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);
2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);
6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);
7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:
а) ассортимент продаваемых товаров;
б) режим работы;
в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;
г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;
д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;
8) цены на продаваемые товары;
9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;
10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;
11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.
3. В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории административно-территориальных образований рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит пятнадцать и более процентов, Правительство Республики Южная Осетия в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории административно — территориальных образований на срок не более чем девяносто календарных дней.
Статья 10. Права и обязанности хозяйствующего
субъекта, осуществляющего торговую деятельность,
и хозяйствующего субъекта, осуществляющего
поставки продовольственных товаров, в связи
с заключением и исполнением договора поставки
продовольственных товаров
1. Хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
2. Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
3. Цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров.
4. В случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам:
1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем десять рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Республики Южная Осетия, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок пять календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;
4) за нарушение хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, сроков оплаты сельскохозяйственной продукции и продовольствия, передаваемых для последующей их продажи, хозяйствующим субъектом уплачивается пеня в размере 1% за каждый день просрочки оплаты.
5. Оплата продовольственных товаров в срок, установленный правилами, определенными частью 4 настоящей статьи, осуществляется при условии исполнения хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия и договором поставки продовольственных товаров.
6. В случае, если хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, не передает или отказывается передать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, документы, которые он должен передать в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия и договором поставки продовольственных товаров, сроки оплаты продовольственных товаров, установленные правилами, определенными частью 4 настоящей статьи, увеличиваются на период предоставления хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, по запросу хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, указанных документов.
7. В договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора.
8. Услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
9. Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается.
Статья 11. Особенности размещения
нестационарных торговых объектов
1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или собственности административно-территориальных образований, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Республики Южная Осетия.
3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается местными органами государственной власти, определенным в соответствии с уставом административно-территориального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Южная Осетия.
4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
5. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
6. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Республики Южная Осетия.
Статья 12. Требования к организации ярмарок
и продажи товаров на них
1. Ярмарки организуются органами государственной власти, местными органами государственной власти, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере внутренней торговли. В случае, если организатором ярмарки является орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи.
2. Организатор ярмарки разрабатывает и утверждает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления торговых мест на ярмарке.
3. Организатор ярмарки опубликовывает в средствах массовой информации и размещает информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.

4. Торговые места на ярмарке предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством).
5. Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.
6. Требования к организации продажи товаров на ярмарках (в том числе товаров, подлежащих продаже на ярмарках соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) устанавливаются нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Республики Южная Осетия о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных законами Республики Южная Осетия требований.

Статья 13. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями,
объединяющими хозяйствующих субъектов,
осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими
организациями, объединяющими хозяйствующих
субъектов, осуществляющих поставки товаров
1. Ассоциации, союзы, иные некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, вправе заключать соглашения с ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров и исполнении ими договоров.
2. Указанные в части 1 настоящей статьи соглашения заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства, действующего в Республике Южная Осетия.

Глава III. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР), КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 14. Антимонопольные правила для
хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
1. Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:
1) создавать дискриминационные условия, в том числе:
а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;
б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;
2) навязывать контрагенту условия:
а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;
б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;
в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;
д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;
е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;
ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;
з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;
и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Республики Южная Осетия;
к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» — «и» настоящего пункта;
3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.
2. Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что его действия (бездействие), указанные в части 1 настоящей статьи (за исключением действий, указанных в пункте 2 части 1 настоящей статьи), могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством в области защиты конкуренции.
Статья 15. Ограничение приобретения, аренды
хозяйствующими субъектами, осуществляющими
розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети,
дополнительной площади торговых объектов
1. Хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах административно-территориальных образований Республики Южная Осетия, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
2. Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.
Статья 16. Антимонопольные требования к местным органам государственной власти в области
регулирования торговой деятельности
Органам государственной власти административно-территориальных образований, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия, в частности запрещается:
1) возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с законами, действующими в Республике Южная Осетия) проверке качества и безопасности товаров, в системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана местным органам государственной власти в установленном порядке;
2) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами Республики Южная Осетия в дополнение к предусмотренным законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории Республики Южная Осетия (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Республики Южная Осетия);
3) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия;
4) принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:
а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными образованиями Республики Южная Осетия;
б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях административно-территориальных образований Республики Южная Осетия;
в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;
г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Статья 17. Государственный контроль (надзор)
за соблюдением требований настоящего Закона
в области торговой деятельности
1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Закона в области торговой деятельности проводится в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции (далее — контролирующие органы).
2. Государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 14 — 16 настоящего Закона, проводится государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены действующим в Республике Южная Осетия антимонопольным законодательством.
3. Государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 14 — 16 настоящего Закона, принимают меры в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законом «О защите конкуренции».
Статья 18. Основные полномочия должностных лиц контролирующих органов и ответственность
за нарушение законодательства
Республики Южная Осетия о торговле
1. Должностные лица контролирующих органов в целях осуществления государственного контроля в пределах своей компетенции имеют право беспрепятственно посещать служебные и производственные помещения субъектов торговли с учетом режима их работы в случаях:
а) поступления от физического или юридического лица в письменной форме жалобы или заявления о нарушениях законодательства Республики Южная Осетия о торговле;
б) проведения не более одного раза в год плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или проведения внеплановых проверок (ревизий) по поручению уполномоченных органов.

2. Должностные лица контролирующих органов имеют право в установленном законодательством порядке производить отбор проб и образцов товаров для проведения испытаний (анализов) и осуществлять контрольные покупки в целях проверки соответствия отпускаемых потребителям товаров техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, полному весу (мере).
3. Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов торговли, отбор проб и образцов товаров, контрольные покупки и другие проверки осуществляются должностными лицами контролирующих органов только при предъявлении служебных удостоверений и предписания, выданного этими органами в пределах их компетенции, в котором должны быть указаны наименования контролирующих органов, назначивших проверку (ревизию), и субъекта торговли, подлежащего проверке, должности и фамилии проверяющих, цель проверки (ревизии) и срок ее проведения.
4. Должностные лица контролирующих органов по результатам проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Республики Южная Осетия о торговле, составляют акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений законодательства Республики Южная Осетия о торговле, оформляются справкой. Один экземпляр акта или справки представляется субъекту торговли, подвергшемуся проверке (ревизии).
5. Контролирующие органы и их должностные лица за необъективность и искажение результатов проводимых проверок (ревизий), а также за разглашение государственных секретов и коммерческой тайны субъектов торговли несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Южная Осетия.
Неправомерные действия контролирующих органов и их должностных лиц могут быть обжалованы субъектами торговли в вышестоящий контролирующий орган и (или) суд.
Статья 19. Приостановление, прекращение
реализации товаров
В случаях выявления в ходе проверки (ревизии) реализации товаров, не соответствующих техническим нормативным правовым актам, устанавливающим обязательные требования к качеству, технологии и безопасности товаров, отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре, а также реализации товаров без предусмотренных законодательством приходных документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, либо с истекшими сроками годности (сроками службы), если установление этих сроков обязательно, а равным образом в случае отказа субъекта торговли допустить должностных лиц уполномоченных контролирующих органов к проведению проверки (ревизии) контролирующие органы приостанавливают или прекращают реализацию этих товаров.
Руководителю субъекта торговли, допустившего нарушения, предусмотренные частью первой настоящей статьи, выдается предписание о приостановлении реализации товаров до устранения выявленных нарушений или предписание о прекращение их реализации.

Глава IV. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 20. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
1. Органы государственной власти административно-территориальных образований Республики Южная Осетия осуществляют в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности и, в частности, предусматривающие:
1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.
2. Местные органы государственной власти в целях обеспечения жителей административно-территориальных образований услугами торговли:
1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки;
2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в собственности административно-территориальных образований Республики Южная Осетия;
4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях административно-территориальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
Статья 21. Государственные программы
развития торговли
1. Для содействия развитию торговли органы государственной власти могут разрабатывать программы развития торговли (далее в настоящей статье — программы развития торговли), учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития административно-территориальных образований Республики Южная Осетия.
2. Программы развития торговли разрабатываются в порядке, установленном законодательством Республики Южная Осетия с учетом требований настоящей статьи.
3. В программах развития торговли определяются:
1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами юго-осетинских производителей товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности;
4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.
4. Основными показателями эффективности реализации программ развития торговли являются:
1) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
2) повышение доступности товаров для населения;
3) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения.
Статья 22. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
1. Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов — основных критериев оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары.
2. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для административно-территориальных образований разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти Республики Южная Осетия в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством Республики Южная Осетия.
3. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономи-ческого развития административно-территориальных образований, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов.
4. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Статья 23. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
1. В целях повышения эффективности управления в области торговой деятельности и содействия ее развитию создается система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности.
2. Создание системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности и обеспечение ее функционирования осуществляются государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в порядке, установленном Правительством Республики Южная Осетия.
Обязательному размещению в средствах массовой информации подлежит:
1) информация о решениях, принятых государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, в области торговой деятельности;
2) информация об издании нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности;
3) информация о среднем уровне цен на отдельные виды товаров;
4) иная определенная государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, информация.
3. Органы государственной власти административно-территориальных образований формируют торговые реестры в соответствии с утвержденной государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, формой торгового реестра и порядком его формирования. Торговый реестр включает в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории соответствующего административно-территориального образования Республики Южная Осетия.
4. Не допускается устанавливать плату за внесение в торговые реестры сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, обусловливать получение на возмездной основе документов, подтверждающих внесение сведений в торговые реестры, предусматривать зависимость совершения определенных действий, принятия решений в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), от наличия в торговых реестрах информации об этих хозяйствующих субъектах и (или) осуществляемой ими торговой деятельности. Сведения, содержащиеся в торговых реестрах, предоставляются физическим лицам, юридическим лицам бесплатно в порядке, установленном государственным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли.
5. Ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение соответствующего торгового реестра, представляет обобщенные сведения, содержащиеся в таком торговом реестре, в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 24. Ответственность
за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством.
Статья 25. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
2.Условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
3. Положения статьи 15 настоящего Закона не распространяются на сделки, связанные с арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу настоящего Закона.

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ Л.Х. ТИБИЛОВ