Август-2008: запоздавшее правосудие

Южная Осетия и Россия будут взаимодействовать в расследовании военных преступлений августа 2008 года

На днях представители Генеральных прокуратур Южной Осетии и России обсудили в Цхинвале вопросы взаимодействия по расследованию военных преступлений, совершенных в августе 2008 года.

Как сообщает агентство «Рес», на встрече Генеральный прокурор РЮО Урузмаг Джагаев отметил: уголовные дела по событиям августовской войны возбуждены и в России, и в Южной Осетии.
«В Следственном комитете РФ расследуется уголовное дело по тому же составу преступлений, как и у нас: военные преступления августа 2008 г., когда погибли российские граждане – жители РЮО и российские миротворцы. Хотелось ознакомиться с уголовными делами, посмотреть, кто объявлен в розыск и сравнить с нашим списком», – сказал Джагаев. Он отметил: лица, совершившие военные преступления в РЮО, пока не объявлены в розыск Россией, хотя югоосетинская сторона много раз направляла сведения о лицах, (т.е. устанавливается их местонахождение на территории РФ). И генпрокурор попросил содействия в объявлении в международный розыск лиц, совершивших преступления в Южной Осетии. Замначальника управления экстрадиции Генпрокуратуры РФ Сергей Горленко пояснил: эти вопросы в компетенции Минюста и запросы надо отправлять туда. По его словам, целесообразнее запросить для начала позицию Минюста РФ.
Геноцид признан
После событий 2008 г. Россия квалифицировала действия грузинских властей в Южной Осетии как геноцид. Как заявила 10 августа руководитель парижского отделения российского института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая, налицо главный признак геноцида: убийство женщин и детей. О геноциде заявили президент Медведев и премьер-министр Путин в 2008 г.
«Все, что происходило, находится за гранью человеческого понимания. Цель официального Тбилиси предельно цинична – уничтожение или в лучшем случае изгнание народа Южной Осетии с родной земли. Вы не позволили этого сделать. Спасли ни в чем не повинных людей. Отразили вооружённое нападение», – заявил Медведев во Владикавказе на церемонии награждения российских военных. Как отметил Медведев, «все прекрасно понимают – правда на нашей стороне. Россия права с юридической и с морально-нравст-венной точки зрения».
О зверствах грузинской армии заявили ОБСЕ, «Amnesty International», Human Rights Watch и представители других организаций.
Вне сомнения, в августе 2008 г. против осетин совершен геноцид. Грузинские силовики практически разрушили Цхинвал, объекты культуры, образования, здравоохранения, жилой фонд, здания. Грузинские оккупанты расстреливали колонны с мирными жителями, покидавшими город. В Цхинвале грузинские силовики убивали гражданское население, женщин, детей и стариков. Мощному огневому удару подверглось с. Хетагурово. Вошедшие в село грузинские оккупанты расстреливали мирных граждан.
После войны генпрокуратура приступила к сбору информации и как заявил генпрокурор РЮО Т. Хугаев российским СМИ в 2008 г.: “Нами подлинно установлены участники групп, которые заходили во время агрессии в город, расстреливали жителей и стреляли по зданиям. Речь идет о сотнях имен”.
В ходе следствия изъяты вещественные доказательства причастности этих лиц к преступлениям. Есть свидетельства очевидцев – жителей сел, через которые проходили грузинские военнослужащие, видеоматериалы и списки военных, обнаруженных на телах убитых офицеров, видеозаписи телефонов.
«Нас интересуют непосредственные исполнители. Мы установим личную ответственность командиров, их фамилии и имена вплоть до адресов, которые проводили зачистки в городе, расстреливали мирных жителей, выводя из подвалов», – сказал генпрокурор. А в 2018 г. Генпрокуратура РЮО в связи с событиями 2008 г. напомнила, никто не забыт и ничто не забыто. Незабываемый лозунг в годы ВОВ сегодня приобрел несколько иной смысл.
Геноцид в цифрах и фактах
Правоохранительные органы РЮО объявили в международный розыск представителей высшего политического и военного руководства Грузии, причастных к геноциду осетин и совершению военных преступлений в РЮО. Были открыты уголовные дела по статьям «убийство», «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» и «геноцид».
«В числе грузинских политиков и военных, вина которых установлена следствием – экс-президент Грузии Саакашвили, экс-глава МВД Мерабишвили, экс-министры обороны Окруашвили и Кезерашвили. Кроме того, в списках военных преступников значатся Качаров Шалва Раминович, Миладзе Александр Александ-рович, Копадзе Мухар Арчилович, Окропиридзе Николай Арсенович и др.», – сообщали СМИ.

По данным следственных органов, в августе 2008 г. убито более 160 граждан Южной Осетии, ранено более 700, похищено 53, сожжено более 735 домов, разрушено более 1510. Утрачено и уничтожено имущество свыше 300 граждан, уничтожено имущество 55 госучреждений, 104 объектов предпринимательской деятельности. Грузинские войска расстреливали колонны беженцев, пытавшихся покинуть Цхинвал по Зарской дороге.
«Следствием установлены намерения грузинских спецслужб отравить население Цхинвала путем введения отравляющих веществ в водовод «Едыс-Цхинвал». Во время оккупации населенных пунктов грузинские военные осуществляли этнические чистки осетинского населения и уничтожение жилых домов осетин. Части грузинских войск в Цхинвале расстреливали из танков школы, детские сады, университет, библиотеки, музеи, больницы, жилые дома и т.д.», – уточнили в прокуратуре. Начиная с 2004 г., правоохранительными органами РЮО возбуждено 166 многоэпизодных уголовных дел, связанных с преступлениями представителей силовых ведомств Грузии в отношении населения РЮО.
«Не брат ты мне….»
В августе 2008 г. Грузия снова показала «братскую заботу» о народе, который вместе с грузинским народом бок о бок воевал против иноземных завоевателей еще с ранних времен. Попытка оккупации Южной Осетии в 2008 г. сопровождалась неслыханным насилием против мирного населения.
В оценках событий 2008 г. не принято отождествлять преступный режим Саакашвили с грузинским народом и обществом. Ответственность возлагается только на Саакашвили. Но вина в большей степени лежит на народе и обществе, ведь Саакашвили, чья предвыборная программа пестрела мантрами о восстановлении «территориальной целостности», избирал народ.
Грузинское общество поддерживало действия руководства, направленные на оккупацию РЮО и фактически благословило очередной поход и геноцид осетин. Поэтому государственным и политическим деятелям, военным, не получится откреститься от совершенных преступлений. Не случайно Генеральная прокуратура напомнила: ответственность лежит на представителях военно-политической элиты Грузии и военнослужащих.
Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в связи с убийством грузинскими военными российских миротворцев. А Главное следственное управление на основании полученных данных о совершении вооруженными силами Грузии действий, направленных на уничтожение граждан РФ, проживающих в РЮО и являющихся осетинами по национальности, путем убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, возбудило уголовное дело по статье 357 УК РФ – геноцид.
Выполнение приказа не
освобождает от ответственности
Лично Саакашвили не убил никого. Его приказ выполняли военные. Ведь уголовное дело по статье «геноцид» возбуждено на основании совершенных вооруженными силами Грузии преступных действий. То есть, предстать перед правосудием должны и военнослужащие и политики.
Попытки списать преступления и геноцид на грузинскую власть, смягчив, а то и снять ответственность с военных, общества и народа (ресурса формирования власти) – неубедительны. Преступления против осетин совершали военнослужащие, а не политики и государственные деятели. В мирное население стреляли не грузинские чиновники, а военные, колонны с мирными гражданами давили танками не депутаты грузинского парламента, а военные. Расправу над мирным населением Цхинвала чинили не чиновники правительства Грузии, а те же военные.
Как правило, при привлечении к уголовной ответственности военнослужащих, идут оправдательные ссылки на принцип беспрекословного выполнения приказов командиров.
Устав Международного военного трибунала гласит: действия подчиненного по выполнению приказа начальника не освобождают от ответственности за содеянное, но могут быть смягчающим обстоятельством. Каждый военнослужащий имеет право не выполнять преступный приказ и нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа. И хотя германские нацисты в 1945 г. пытались оправдаться, что они не могли ослушаться приказов, возмездие наступило. Нюрнбергский трибунал решил – наличие преступного приказа не освобождает исполнителя от ответственности и поставил точку – исполнение преступного приказа является преступлением.
Эта норма утверждена как общий принцип международного права по Резолюции 95 Генассамблеи ООН «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала», от 11.12.1946 г. на 55 заседании ГА ООН. Принцип IV: «То обстоятельство, что лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен».
Мы ждем трибунала
по Южной Осетии
У грузинских военных было моральное и, главное, юридическое право отказаться выполнять преступные приказы. В Грузии любят европейские стандарты. Но демократическую и гуманную норму – не выполнять преступные приказы, Грузия отмела и предпочла теорию по выражению русского криминалиста Н.Таганцева XIX века – «слепого и безответственного подчинения приказу начальника эпохи рабства и абсолютных деспотий, подтвердив отсутствие зачатков гражданской свободы». Американцы и европейцы активно выступали против участия их стран в оккупации других. В Грузии в августе 2008 г., и после, не прошло ни одной акции протеста с осуждением нападения на Южную Осетию.
Пока не задержан ни один грузинский военнослужащий, участвовавший в нападении на российских миротворцев и расстреливавший мирное население Южной Осетии. Естественно, России и Южной Осетии не стоит рассчитывать на Гаагский трибунал и иные судебные инстанции, выродившиеся в инструмент двойной политики Запада. Встает вопрос организации своего Международного трибунала по событиям августа 2008 г. Здесь неоценимую помощь окажут межгосударственные соглашения между РФ и РЮО, особенно по линии МВД. Ведь на территорию РФ по разным делам могут въезжать граждане Грузии, совершавшие преступления в РЮО в 2008 г., как и не стоит забывать преступлений в 1991-1992 годах.
Лишение многими политиками, чиновниками и высокопоставленными военными Грузии дипломатического иммунитета, в связи с уходом из государственной службы может стать основанием для уголовного преследования. И взаимодействие прокуратур России и РЮО по этому вопросу должно конвертироваться в правовые действия. А грузинское общество должно пройти процедуру очищения и признания вины перед осетинским народом, со всеми последствиями правового характера. Вот тогда можно будет говорить о возобновлении доверия.
Александр КЕЛЕХСАЕВ