В свете предстоящих 10 апреля президентских выборов политическая ситуация в республике является центром притяжения различных сил в Южной Осетии и за ее пределами, в первую очередь в северной части Осетии – РСО-А. Интерес к апрельскому плебисциту закономерен, ибо он определяет имя человека, который встанет во главе югоосетинского государства и будет решать ее внутреннюю и внешнюю политику в последующие пять лет.
Поэтому вопросы предстоящих выборов и все тонкости выборного процесса являются одной из главных тем, волнующих осетинское общество.
В конце января (28.01.2022) и начале февраля (01.02.2022) группа депутатов Парламента Южной Осетии обратилась в Центральную избирательную комиссию РЮО с письмами, в которых указано на несоответствие Инструкции о порядке выдвижения кандидата на должность Президента РЮО инициативной группой избирателей (ИГИ) и о порядке регистрации уполномоченных представителей, утвержденной Постановлением ЦИК РЮО от 22.01.2022 года №4/3 законодательству Республики.
Центризбирком выступил с ответным обращением к депутатам Парламента Республики. «По вашему мнению, выдвижение кандидата ИГИ должно производиться не в течение 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов Президента РЮО, а в срок не позднее чем за 35 дней до дня выборов.
Между тем данный вывод основан на ошибочном толковании действующего законодательства и не учитывает все содержащиеся в нем нормы права», – говорится в обращении, и дается разъяснение: «В соответствии с частью 7 статьи 1 Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», в случае наличия противоречия между конституционными законами, законами применяются нормы Конституционного закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия».
В соответствии с частью 3 статьи 27 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…», период выдвижения кандидатов должен производиться не позднее чем через 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов.
Частью 2 статьи 27 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…» установлено, что выдвижение кандидата осуществляется путем представления в ЦИК РЮО письменного заявления кандидата о согласии баллотироваться, одновременно с которым представляются сведения о размере и об источниках доходов, сведения о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям имуществе, сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Из взаимосвязи вышеуказанных норм следует, что ИГИ представляет вышеперечисленные документы о выдвижении кандидата не позднее чем через 30 дней со дня опубликования решения о назначении выборов.
В ответе ЦИК РЮО говорится о том, что группа депутатов – авторы обращения в ЦИК своем обращении указывают на иные сроки выдвижения кандидата и иные документы для выдвижения кандидата, установленные КЗ РЮО «О выборах Президента Республики Южная Осетия», а именно – на положения статьи 28 указанного КЗ.
«Между тем в указанной статье КЗ РЮО «О выборах Президента…» речь идет не о выдвижении кандидата ИГИ и не о представлении документов для выдвижения кандидата, а о представлении документов для регистрации, то есть о совершенно иной стадии избирательного процесса, которая следует за стадией выдвижения кандидата.
Таким образом, положения оспариваемой Инструкции в полной мере соответствуют действующему законодательству», – заявляет ЦИК РЮО.
Что касается содержащегося в обращении обвинения в превышении ЦИК РЮО своих полномочий в части утверждения Типовой формы справки о расходах кандидата и членов его семьи, то данный вывод также основан на ошибочном толковании законодательства, полагают в ЦИК.
«В соответствии с пунктами 1-3 части 2 статьи 27 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…», сведения (в том числе сведения о расходах), представляются по формам согласно приложениям, установленным соответствующими КЗ РЮО.
Частью 8 статьи 28 КЗ РЮО «О выборах Президента…» также установлено, что в ЦИК РЮО в обязательном порядке предоставляются сведения о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по установленной КЗ РЮО «О выборах Президента…» форме, однако форма справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей указанным КЗ РЮО «О выборах Президента…» не установлена.
Между тем, частью 4 статьи 29 КЗ РЮО «О выборах Президента…», а также пунктом 3 части 11 статьи 31 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…» установлено, что регистрация кандидата не производится в случае непредставления или предоставления неполных сведений о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», -говорится в ответе ЦИК.
Таким образом, заключают в ЦИК, в действующем законодательстве о выборах имеется правовой пробел, связанный с отсутствием среди Приложений к КЗ РЮО «О выборах Президента…» необходимого для регистрации кандидата Приложения, по которому представляются сведения о расходах.
Учитывая изложенное, в целях соблюдения равенства прав кандидатов и создания единых условий для всех участников избирательного процесса, ЦИК РЮО утвердила Типовую форму справки о расходах кандидата и членов его семьи, заполнив и, представив которую кандидат избежит отказа в регистрации по причине, установленной пунктом 3 части 11 статьи 31 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…».
Что касается ваших рекомендаций по «разработке, утверждению и своевременному опубликованию методических рекомендаций по подготовке и оформлению документов, являющихся приложениями к КЗ РЮО «О выборах Президента…» и необходимости «детального разъяснения порядка заполнения форм», согласно которым заполняются представляемые кандидатами на должность Президента РЮО сведения о размере и об источниках доходов, сведения о принадлежащем кандидату и членов его семьи имуществе, сведения о расходах кандидата и членов его семьи, обращается ЦИК к авторам обращения, «убедительно просим для начала внести изменение и утвердить отсутствующее в КЗ РЮО «О выборах Президента…» Приложение, без которого представление сведений о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, находящегося за пределами территории РЮО, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, совершенно невозможно и подвергает риску кандидатов на должность Президента РЮО не быть зарегистрированными.
При этом в силу части 13 статьи 20 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…», решения и акты ЦИК РЮО обязательны для всех органов исполнительной власти, политических партий, должностных лиц, кандидатов и избирателей, то есть обладают признаками нормативных правовых актов.
Устанавливая данную Типовую форму справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ЦИК РЮО не выходила за рамки своих полномочий, а реализовывала полномочия, установленные частью 1 статьи 10 КЗ РЮО «О выборах Президента…» частями 10 и 13 статьи 21 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…», а именно – издавала нормативный правовой акт по вопросам единообразного применения законодательства и устанавливала необходимые формы избирательных документов».
Кроме того, ЦИК также обратил внимание авторов обращения в Центризбирком на то, что ЦИК РЮО воспользовалась своим правом законодательной инициативы и внесла в Парламент РЮО предложения о необходимых поправках в действующие КЗ о выборах в целях восполнения имеющихся правовых пробелов и устранения противоречий между законами, «однако до настоящего времени Парламент РЮО не рассмотрел инициативу ЦИК РЮО и не внес необходимые изменения в действующее законодательство.
С учетом изложенного, в целях равенства прав кандидатов, иных участников избирательного процесса и недопущения двусмысленности толкования законодательства, ЦИК РЮО вынуждена принимать Инструкции по всем неурегулированным действующим законодательством вопросам, в которых, в том числе, разъясняет, как и какие именно нормы права подлежат применению».
В отношении ссылки авторов обращения в ЦИК на то, что установленный Инструкцией ЦИК нотариально утверждаемый протокол регистрации членов ИГИ при проведении собрания для выдвижения кандидата на должность Президента РЮО не предусмотрен законодательством и потому не может быть установлен для представления в ЦИК РЮО, «свидетельствует о невнимательном изучении положений действующего законодательства о выборах.
В частности, пунктом 7 части 10 статьи 21 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…» установлено, что ЦИК РЮО устанавливает формы избирательных документов.
Частью 2 статьи 27 КЗ РЮО «О выборах Президента…» установлено, что ИГИ представляет в ЦИК РЮО протокол собрания ИГИ.
Оспариваемой Инструкцией установлено, что к ходатайству о регистрации ИГИ должен быть приложен протокол собрания данной ИГИ, неотъемлемой частью которого является также реестр участников (нотариально удостоверенный протокол регистрации членов ИГИ при проведении собрания для выдвижения кандидата на должность Президента РЮО)».
Данное требование является не только правомерным, пишется в ответе ЦИК, но и необходимым, поскольку к участникам ИГИ и представляемым сведениям о них предъявляются жесткие требования (не менее 100 человек, наличие у них гражданства РЮО, сведения о ФИО, дате рождения, месте жительства, серии паспортов).
«Более того, учитывая возможность отзыва своего голоса (отказа от участия в собрании ИГИ) членом ИГИ, нотариальное удостоверение факта его участия в собрании ИГИ в виде удостоверения его подписи – в интересах выдвинутого кандидата.
Кроме того, с учетом того обстоятельства, что на проверку соответствующих сведений ЦИК РЮО отводится только 5 дней, нотариальное заверение не только обоснованно, но и необходимо.
Необходимо также отметить, что законодательством о нотариате предусмотрены такие виды нотариальных действий, как удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте, так и свидетельствование подлинности подписи гражданина на документе, что в полной мере отвечает характеру утвержденного Инструкцией документа. Таким образом, необходимости в утверждении возможности нотариального удостоверения Протокола регистрации членов ИГИ при проведении собрания для выдвижения кандидата на должность Президента РЮО законом не имеется, поскольку такие нотариальные действия уже предусмотрены законодательством о нотариате», – констатируется в ответе ЦИК автором писем.
ЦИК также обратил внимание на положения действующего законодательства, а именно – на порядок обжалования решений, принятых ЦИК РЮО.
«Частью 2 статьи 59 КЗ РЮО «Об основных гарантиях…» и частью 3 статьи 57 КЗ РЮО «О выборах Президента…» установлено, что решения ЦИК РЮО могут быть обжалованы только в Верховный Суд РЮО. В противном случае любые требования будут расцениваться как препятствование или противозаконное вмешательство в работу избирательных комиссий, деятельность членов комиссий, связанную с исполнением ими своих обязанностей, что влечет за собой уголовную, административную либо иную ответственность в соответствии с действующим законодательством, согласно подпукту «м» пункта 1 статьи 59 КЗ РЮО «О выборах Президента…», заявил ЦИК.
Под Ответным обращением ЦИК РЮО к авторам писем в ЦИК – Плиеву А.М., Алборову А.Ю., Дьяконову А.Е., Дриаеву З.Н.,Остаеву Р.Г., Медоеву Д.Р., Квезерову А.А., Сланову И.К., Мулдарову Г.В., Бесаевой З.Г., Тедееву А.А., Валиеву И.Х., Санакоеву Д.Г. – подписались Председатель ЦИК РЮО Э.Р. Гагиева, заместитель Председателя ЦИК Г.Г. Гогичева, секретарь ЦИК К.И. Авлохова, члены ЦИК Т.Г. Бестаев, Р.Т. Валиев, Н.В. Гаглоев, Ф. С.Джиоева, А.А. Дудаев, К.Т. Карсанов, Д.В. Остаева, А.А. Парастаев, А.А. Пухаев, М.А. Цховребова, И.Г. Чочиев.