Умное градостроительство: как избежать настоящего коллапса?

В конце февраля в ЮОГУ прошло важное мероприятие, где обсуждался вопрос, затрагивающий безопасность каждого из нас. И хочется, чтобы предложения, высказанные в стенах главного вуза, оказались не гласом вопиющего в пустыне и просто сотрясли воздух, а послужили импульсом для ПРИНЯТИЯ ЭКСТРЕННЫХ МЕР. И хотя тему круглого стола оттеснили предстоящие парла-ментские выборы, решать его надо и результатом дискуссии должны стать практические шаги по снижению аварийности на дорогах и разгрузки транспортных артерий в Цхинвале.
На круглом столе речь шла о безопасности дорожного движения и о нарастании критической ситуации в сфере автомобильного движения. И если не принять кардинальные шаги в ближайшее время, то Цхинвал может оказаться в коллапсе. Хотя столица частично испытывает недружелюбные объятия одного из множества значений этого латинского слова.
Вспоминается в этой связи Цхинвал после 2008 года, когда из-за бездарно организованного восстановления, в городе практически не осталось улиц с асфальтовым полотном. Автовладельцы чертыхались, машины проваливались в траншеи, пешеходы ходили в грязи, по перекинутым через траншеи деревянным мостикам. Консолидированное возмущение автовладельцев и пешеходов было понятным. В те годы в ходу был юмор сельчан, возмущавшихся: «Приехали в Цхинвал в чистой обуви, а возвращаемся в грязной». Ведь обычно именно село ассоциируется с непролазной грязью…
Однако после масштабной реконструкции улиц Цхинвала и укладки асфальтового полотна, горожане столкнулись с запредельным количеством нарушений правил дорожного движения автовладельцами. Не было дорог, автовладельцы жаловались. Казалось бы, сделали вам хорошие дороги, ездите по правилам. Но вышло все наоборот…
По информации руководителя ГИБДД Алана Джиоева, озвученной на круглом столе, в 2018 г. в республике зафиксировано 173 дорожно-транспортных происшествия, где погибли 13 человек. Такая же картина в принципе и в предыдущие годы, погрешность в цифрах незначительна. Но ведь не все факты ДТП фиксируются инспекторами. Зачастую участники ДТП сами определяют степень виновности, избегая судебных проволочек, и не вызывают инспекторов к месту аварии. То есть, количество ДТП может быть гораздо больше. На круглом столе было озвучено, что в республике зарегистрировано около 20 тысяч автомобилей. И это на 53 тысяч населения! По данным аналитического агентства «Автостат», на территории России по состоянию на 1 января 2018 года числится 42,4 млн легковых автомобилей. Невооруженным взглядом видно незавидное лидерство Южной Осетии, в которой на численность населения больше автомобилей.
Проблема в том, что улицы Цхинвала обладают низкой пропускной способностью. Непродуманное восстановление улиц и трасс привело к тому, что и без того узкие улицы сузились до опасных размеров. Машинам практически не проехать по главным улицам. Объекты торговли и услуг, открывшиеся за последнее время, осложнили ситуацию. Практически отсутствуют парковочные места. Автомобили паркуются на тротуарах. Центр города насыщен и на многих участках образуются автомобильные заторы.
И ТАК БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ БУДЕТ РАЗРАБОТАНА ПРОГРАММА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ИНФРАСТРУК-ТУРЫ НА ОКРАИНАХ ГОРОДА. К примеру, в микрорайоне «Московский» и граничащем с ним районе «БАМ» отсутствует сервис и объекты услуг – нет хороших торговых центров, парка или сквера, аптеки, хозмагазинов. Эти микрорайоны лишены необходимой инфраструктуры! И фактически за любой мелочью жители микрорайонов вынуждены ехать в центр города. То же касается и микрорайонов «Солнечный» и «Северный». Только в «Московском» свыше 200 коттеджей и около десятка корпусов. Несколько десятков корпусов в микрорайоне «БАМ». Именно отсутствие инфраструктуры и вызывает необходимость выезжать сотням и тысячам жителей микрорайонов в центр города! Отсюда и проблема высокой аварийности и перенасыщения города от автотранспортных средств! Не снимая, конечно, и ресурсов правоохранительных органов, которые используются не до конца.
Политика современного градостроительства заключается в наличии в микрорайонах ВСЕЙ необходимой инфраструктуры. Строительство инфраструктуры – самый главный и жизненно важный способ разгрузки центра города от автомобильных заторов и коллапса, худшие последствия которого впереди, если не принять экстренных мер.
Сама ситуация на трассах показывает кричащую очевидность в необходимости пересмотра приоритетов и строгом следовании нормам градостроительства. Иначе нынешний коллапс нам покажется легким насморком по сравнению с предстоящими катаклизмами. Никакие лежачие полицейские не решат проблему перенасыщения города от автотранспортных средств и как следствие высокой аварийности со смертельными исходами. Эта статья – лишь начало цикла публикаций по этому вопросу. Перефразируя легендарного персонажа Шварценнегера, – we will be back к этой теме…