/Круглый стол: плюсы и минусы мажоритарно-пропорциональной системы

Круглый стол: плюсы и минусы мажоритарно-пропорциональной системы

Особенности современного этапа развития парламентаризма в Южной Осетии и основные тенденции предвыборной кампании обсудили на круглом столе в Медиа-центре «Ир». В его работе приняли участие лидеры политических партий республики, сотрудники администрации президента, политологи, эксперты, представители общественности.

Модератор мероприятия эксперт Юрий Вазагов обозначил направление дискуссии, отметив, что основные тенденции, фактически начавшейся предвыборной кампании, состояние и развитие выборного законодательства РЮО, проблемы, с которыми сталкиваются или могут столкнуться политические партии и одномандатники — это вопросы, по которым участники могут высказываться. Эксперт напомнил, в 2019 году исполнится 30 лет югоосетинскому парламенту, и учитывая роль законодательного органа в истории РЮО, внимание к дате будет соответ-ствующим. Он подчеркнул, что все выборы в Южной Осетии имеют свою специфику и отличительную особенность.
«Не стали исключением и предстоящие парламентские выборы. Нужно отметить в этом свете два ключевых аспекта, которые отличают нынешнюю предвыборную кампанию и последующие выборы. Спустя десять лет у нас произошел возврат к смешанной мажоритарно-пропорциональ-ной системе. Причиной является непопулярность партийной системы среди населения, так как представительские функции парламента были снижены. И в условиях отсутствия местного самоуправления, это стало серьезной проблемой. Таким образом, это не только отвечает интересам населения, но и дает возможность его политически активной части принять участие в выборах. Тем самым создаются условия, позволяющие избежать очередного партийного бума», – отметил Юрий Вазагов.
По его словам, еще одна отличительная особенность нынешних выборов — впервые за 30 лет люди будут избираться в профессиональный парламент. «Переход к профессиональному парламенту снял противоречия с конституционным принципом разделения ветвей власти, которое у нас раньше существовало, когда человек мог быть депутатом и в то же время занимать высокую должность. Теперь народные избранники будут заниматься только своей работой», – подчеркнул модератор круглого стола.
По мнению заместителя руководителя администрации президента РЮО, лидера партии «Фыдыбæстæ» Вячеслава Гобозова, новейшую историю югоосетинского парламентаризма можно разделить на два этапа.
«Первый этап условно назовем этапом «советского парламентаризма». Он охватывает время деятельности парламента первых созывов, вплоть до введения президентской формы правления. Тогда именно Верховный совет, переименованный затем в Государственный Ныхас, был основным органом власти. Характерной особенностью этого периода была весьма активная политическая борьба между различными политическими силами», — подчеркнул лидер партии «Фыдыбæстæ».
Он считает, что часто этот период обозначают у нас как период парламентской республики, но это не совсем верно. «У нас никогда не было парламентской республики, это была именно советская республика. В парламентской республике четко действует принцип разделения властей, парламент играет ведущую роль, но, тем не менее, является всего лишь одной из трех самостоятельных ветвей власти. В условиях же советской республики вся пол-нота власти сосредотачивалась исключительно в руках Верховного совета, а его председатель являлся главой государства.
Второй этап, начавшийся с введения президентской формы правления и продолжающийся сейчас, можно условно обозначить как этап «европарламентаризма».
Это, безусловно, не совсем корректное употребление данного термина, но зато он довольно точно характеризует основную особенность юго-осетинского парламентаризма в указанный период. А именно то, что избирательные кампании по выборам депутатов третьего, четвертого, пятого и шестого созывов больше напоминали выборы в Европарламент, а не в национальные парламенты европейских стран», — отметил Вячеслав Гобозов.
Депутат нынешнего созыва Зита Бесаева подробно остановилась на основных тенденциях предвыборной кампании, законодательстве РЮО, на состоянии, проблемах и развитии.
По ее мнению, для Южной Осетии важно в процессе совершенствования избирательной системы исходить из особенностей осетинского общества и государства, учитывая международные избирательные стандарты, подтвержденные отечественным и зарубежным опытом.
Она подчеркнула, что в этой связи принципиальным представляется не только теоретическое и практическое разрешение спорных вопросов избирательного права, но и оценка реальных перспектив необратимости перехода нашей страны к мировым демократическим ценностям.
«Следовательно, особое значение для теории и практики государственного строи-тельства имеет анализ рассмотрения электорального опыта страны, который способен непосредственно влиять на масштаб, темпы и качество воплощения в действительность конституционных основ избирательных прав граждан», — считает Зита Бесаева.
По ее мнению, избирательное законодательство в РЮО нестабильно. Она уточнила, что в течение последних лет внесено в избирательное законодательство множество поправок. «Столь значительные изменения избирательного законодательства при условии даже их конституционности свидетельствуют о недопустимой фрагментарности положений Конституции РЮО о выборах. Избирательные права не могут так часто, в зависимости от грядущих выборов, менять свой-ственное им конституционное содержание», — подчеркнула она.
По ее словам, глубокие преобразования в нашем государ-стве порождают дискуссии о путях развития страны, о ее политическом, демократическом и правовом устройстве. «И особое значение приобретают вопросы, связанные с политической стабильностью, развитием институтов гражданского общества и правового государства, в т.ч. становлением, развитием и совершенствованием демократической избирательной системы, гарантиям избирательных прав граждан. Важность данной тематики обусловлена, с одной стороны, теоретической и практической значимостью конституционно -правового анализа вопросов, касающихся определения места и роли выборов в системе ценностей правового государ-ства, а с другой стороны отсутствием», — заключила депутат.
Первый заместитель главы Администрации президента Алан Джуссоев, отметил, что постоянно проживая в Южной Осетии, человек последние 20-25 лет наблюдает за политическими процессами в республике. «Результат работы парламента от одного созыва к другому должен быть действительно качественным, потому что перед исполнительной и законодательной властью встают все новые и новые задачи», — выразил свою позицию Алан Джуссоев.
Председатель партии «Единая Осетия» Алан Тадтаев согласился с мнениями выступающих о совместном решении проблем.
«Единая Осетия» не виновата в том, что за нее проголосовало больше людей. Мы работаем и наш труд население видит. Что касается работы парламента, то есть определенные упущения, но это не вина партии большинства. Депутат должен отвечать за свою работу. Он должен изучать законы, и исходя именно из своего решения, голосовать «за» или «против», чтобы в дальнейшем не было реплик о том, как они голосовали за закон, за который не хотели», – подчеркнул лидер партии «Единая Осетия».
Председатель Коммунистической партии РЮО Станислав Кочиев отметил, что мнение народа и власти не должно сильно расходиться. «Селекцию о существовании той или иной партии может проводить только избиратель, искус-ственную селекцию нельзя проводить. Партии, которые не жизнеспособны, должны умереть своей смертью. Законы развития природы и общества — одни и те же», — заявил Станислав Кочиев.
По его словам, чем больше партий пройдет в Парламент, тем лучше и больше будут представлены интересы всех слоев населения. Он считает, что надо дать возможность простора для маневров, чтобы партии имели возможность создавать союзы и политические блоки, причем не предвыборные, а парламентские. «Чем больше мы управляем избирательными урнами, тем меньше мы контролируем общество. Кризис возникает тогда, когда народ уходит в одну сторону, а власть в другую, когда дей-ствия власти не соответствуют желаниям народа. Этого не должно случиться, они должны идти в ногу друг с другом, или хотя бы очень близко. Нельзя допустить кризиса в обществе», — подчеркнул лидер Компартии.
Депутат от Народной партии Амиран Дьяконов сказал, что они старались за последние десять лет разработать механизм, благодаря которому люди имели возможность чув-ствовать сопричастность к управлению государством. «У нас этого нет, и это заставляет людей не верить государству. Выход из этой ситуации — Конституционная реформа, создание парламентской республики», — отметил Амиран Дьяконов.
Экс министр юстиции Алан Джиоев, считает, что переход на смешанную систему — это серьезное достижение и большой успех. «Эта система для нашей республики самая выгодная. У нас появился шанс, что Парламент заработает, и туда попадут уверенные, принципиальные, со своим мнением люди», — отметил Алан Джиоев.
Каждый из участников круглого стола предложил свое видение развития парламентаризма, предстоящих выборов в Парламент, рассказал о плюсах и минусах смешанной мажоритарно-пропорциональной системы.
Алена ДЖИОТЫ