/Как оформить инвалидность?

Как оформить инвалидность?

Сегодня мало кто может похвастаться богатырским здоровьем, а число людей, которым сильно осложняют жизнь серьезные недуги, растет в геометрической прогрессии. Плохая экология, неправильный образ жизни, стрессы, некачественные продукты питания, катастрофы, рост числа наследственных заболеваний – это далеко не полный перечень причин, увеличивающих численность армии инвалидов.

Три категории

Как оформить инвалидность? На этот вопрос нам ответил главный эксперт Медицинской социальной экспертизы Минздрава РЮО Славик Тибилов.

«Существует три группы инвалидности. Инвалидность 1 группы устанавливается полностью нетрудоспособным лицам (постоянно или временно) и нуждающимся в непрерывном присмотре (уходе, помощи) со стороны третьих лиц. Лицам, которые хоть и страдают резко выраженными нарушениями функций организма, но могут осуществлять некоторые виды трудовой деятельности. Следует отметить, что трудиться при создании для них индивидуальных условий: особые цеха, работа, которую они в силах выполнять, не выходя из жилища и т. д.

Вторая группа инвалидности — когда в организме наблюдаются серьезные функциональные нарушения, вследствие перенесенного заболевания, травмы или врожденного порока. В результате жизнедеятельность человека существенно ограничена, однако сохраняется способность самостоятельно за собой ухаживать и не прибегать к помощи посторонних.

Третья группа инвалидности устанавливается при значительном снижении трудоспособности человека в результате нарушений систем и функций организма, что обусловлено хроническими заболеваниями и разными анатомическими дефектами. Эту группу дают людям, у которых из-за ухудшения здоровья возникает острая необходимость в переводе на работу более низкой квалификации и меньших затрат труда», — объяснил эксперт.

Процесс оформления инвалидности похож на бег с препятствиями на длинные дистанции. На пути — масса барьеров, преодолеть их порой сложно, особенно в случаях, когда больной не осведомлен о тонкостях процедуры. Поэтому получение инвалидности требует пристального рассмотрения.

«Для начала нужно отправиться на приём к лечащему врачу, объяснить проблему и сказать, что собираетесь получить инвалидность. Врач должен зафиксировать всё в вашей амбулаторной карте, выписать вам направление к специалистам. После чего вам придётся пройти обследование в стационаре. Вы не должны скрывать о своей болезни или травме, из-за которой получаете инвалидность. Также объясняйте врачам, от чего у вас всё это появилось, и как вы можете работать в данный момент. Врачи должны записывать сведения в вашу амбулаторную карту. Когда будете проходить МСЭ, отстаивайте свои права. Вам придётся доказать, что болезнь мешает вам жить полноценной жизнью. Поэтому возьмите на МСЭ все документы, которые могут подтвердить вашу болезнь» — пояснил Славик Тибилов.

Для оформления инвалидности потребуется: направление на МСЭ, паспорт и его ксерокопия, заверенная ксерокопия трудовой книжки, иногда могут потребовать справку о доходах с места работы, амбулаторная карта, выписки из больниц и их ксерокопии, характеристика с места работы или учёбы, заявление на освидетельствование, акт о производственной травме форма Н-1 или о профессиональном заболевании. Если идёте на переосвидетельствование, у вас должны быть ещё 2 документа: ИПР (индивидуальная программа реабилитации) и справка об инвалидности.

Если вас признали инвалидом, вам оформят и выдадут 2 документа: справку, подтверждающую инвалидность и индивидуальную программу реабилитации. Затем обратитесь в социальную защиту вашего района – оформить полагающиеся льготы, и пенсионный фонд для оформления пенсии.

Основания и процедура оформления инвалидности

Славик Тибилов пояснил что является основанием для признания гражданина инвалидом.

«Основаниями для признания гражданина инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью). Также необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина, включая реабилитацию. Наличие одного из указанных признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом», – сказал он.

Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в инвалидности принимается полным составом специалистов-экспертов простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, или его законному представителю, руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, которые дают разъяснения гражданину или его законному представителю. В случаях, когда специалисты учреждения не могут принять решение, акт освидетельствования лица направляется в 3-дневный срок в главное бюро МСЭ, где принимается решение. В случаях, требующих применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования, тестирования, и получения дополнительных сведений, составляется программа дополнительного освидетельствования, утверждающаяся руководителем соответствующего бюро и доводящаяся до заявителя в доступной для него форме.

Главный эксперт уточнил — переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, а детей-инвалидов – 1 раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Инвалидность устанавливается до первого числа месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено переосвидетельствование.

МСЭ может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно — по решению соответствующего бюро. Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению гражданина либо письменному заявлению его законного представителя. К заявлению прилагаются направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья.

«В Южной Осетии из 25 инвалидов есть граждане-инвалиды, имеющие гражданство России, по состоянию здоровья не имеющие возможности выехать в РСО-Алания для освидетельствования инвалидности. В связи с этим Минздраву РЮО медицинской социальной экспертной комиссией России была поставлена задача – провести совместно с МСЭ РСО-А освидетельствование нетранспортабельных инвалидов республики. Мы совместно собрали документы на освидетельствование данных лиц, далее назначим дату приезда московских экспертов. В составе комиссии должны быть: хирург, терапевт, невролог, психолог, специалист по социальной работе и по реабилитации. Три врача-специалиста однозначно должны присутствовать во время экспертизы. Мы осмотрим всех граждан РЮО с ограниченными способностями, определим группу инвалидности. Помимо основной пенсии им будут выплачиваться и денежные надбавки. Кроме того, будет осуществляться снабжение инвалидов техническими средствами, это коляски, пеленки, памперсы и другое.

Конечно, проект занял много времени. Это трудная и кропотливая работа, но дело идет к завершению», – подытожил главный эксперт Медицинской социальной экспертизы.

Антонина САНАКОЕВА