Праздник, наполняющий сердца надеждой и любовью

Православный мир отметил один их главных праздников – Рождество Христово. В этот день богослужения проходят во всех православных церквях мира. Праздничные литургии прошли и в храмах Аланской епархии, и в церкви Пресвятой Троицы (РПЦ) в Цхинвале.

Соотечественников поздравил Президент Алан Гаглоев. «Рождество Христово – один из самых любимых христианских праздников, наполняющих наши сердца надеждой и любовью. Мы вспоминаем о незыблемых ценностях, которые объединяют нас, – это забота о близких, дружба, доброта и сострадание», – отметил глава государства.
По его словам, сегодня как никогда нам необходима сплоченность, когда младшим поколениям вновь приходится бороться с фашизмом на фронтах специальной военной операции.
«Желаю вам здоровья, счастья и исполнения всех ваших заветных желаний! Пусть каждый из нас найдет возможность поделиться теплом своего сердца с окружающими, поддержать тех, кто нуждается в помощи!
И пусть светлый дух Рождества Христова принесет в наши дома мир и благополучие!», – пожелал Алан Гаглоев.

РОЖДЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ
В этом году всенощное бдение началось в 21.00 часов 6 января. Ближе к полуночи церковь и прилегающая к ней территория были переполнены жителями республики. Сотни верующих пришли, чтобы помолиться за благополучие родных и зажечь свечу. Для удобства прихожан и жителей кадило (большой подсвечник) вынесли на территорию храма.
К двенадцати часам ночи на площади у церкви собрались тысячи человек. Ровно в полночь священнослужители, руководство, прихожане, все собравшиеся с иконами и зажженными свечами совершили крестный ход вокруг храма. В ночной тиши слышалось пение певчих: Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
Праздничное богослужение продолжилось рождественской литургией, которая закончилось в два часа ночи.
С праздником Рождества Христова православных поздравил отец Симон. Священник отметил, что в праздник Рождества Христова вспоминают рождение спасителя, который своим воскрешением показал людям путь к вечной жизни. «Каждый человек своей праведной жизнью, любовью к Господу и друг к другу может постигнуть вечную жизнь», – подчеркнул священник.
На Рождественском богослужении в храме Пресвятой Троицы присутствовали премьер-министр Южной Осетии Константин Джуссоев, в храме рождества Пресвятой Богородицы – спикер Парламента Алан Маргиев, также в праздничной литургии приняли участие главы министерств и ведомств.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Одними из первых пришли поклониться рожденному Христу волхвы с Востока. Волхвы (зороастрийские или вавилонские жрецы), получившие откровение о пришествии в мир Христа, являют пример того, как человек отзывается на действие призывающей благодати.
Получив откровение в виде особой звезды, явившейся в знак Рождества Христова, евангельские волхвы увидели в этом знак рождения великой Личности. Прибыв в Иерусалим, они узнали от царя Ирода, что Мессии должно родиться в Вифлееме.
Явившись Иисусу Христу, преподнесли ему дары: золото (как царю), ладан (как Богу) и смирну (как человеку) (ныне хранятся на Афоне в монастыре св. Павла).
Предание говорит, что волхвов было трое. Их имена – Каспар Мельхиор и Валтасар – впервые встречаются у прп. Беды Достопочтенного (t 735). В некоторых повествованиях они описываются как представители трех возрастных групп и ветвей человечества: Каспар оказывается «безбородым юношей», Валтасар – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим», происходящем из Эфиопии. Мощи волхвов в настоящее время находятся в кафедральном соборе г. Кёльн.
У сцены с волхвами есть своя символика, причем она имеет очень интересное развитие во времени, от эпохи к эпохе. Во-первых, сами дары и их число: уже древние богословы полагали, что выбор даров был абсолютно не случаен. Как Мессии, то есть будущему Царю Израиля, который принесет народу спасение, Ему дарят золото (золото, как самый дорогой металл, в тогдашней культуре ассоциировалось с царской властью). В знак утверждения Его Божественной природы Ему дарят ладан, поскольку в ветхозаветные времена, как, впрочем, и сейчас, ладан используют на богослужениях. И наконец, ему дарят смирну (ароматную смолу, используемую для помазания усопших) как предзнаменование Его смерти за всех людей.
Волхвы – славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греческое слово μάγοι. В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским зороастрийским жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа.
В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («маги», «волшебники») – это слово исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии; в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо в целом соотносились с арабским или византийским Востоком.

СВЯТКИ ИЛИ СВЯТЫЕ ДНИ
Праздники Рождества Христова и Крещение Господне соединены чередой праздничных дней – Святки (Святые дни). Все дни наполнены удивительной радостью праздника Рождества Христова. Как всегда, Господь всемилостивый продолжает щедро изливать на нас свою благодать и свой свет. Отсюда и название «святки», или «святые дни». В это время верующие славят Иисуса Христа и его рождение.
В древности святки назывались «святыми вечерами». Может быть, оттого, что христиане именно в вечера оставляли свои повседневные работы и славили Рождество Христово и Богоявление.
Святки – это целый праздничный период между Рождеством и Крещением. В народе этот промежуток года еще называют «от звезды до воды». Под звездой имеют в виду Вифлеемскую – небесное явление, которое указало волхвам на место, где появился на свет младенец Иисус. А вода символизирует обычай окунаться в крещенскую прорубь.
8 января – Собор Пресвятой Богородицы: день памяти сродников Христа по плоти: царя и пророка Давида, праведного Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня, сопровождавшего Святое Семейство в Египет.
11 января совершается память 14 тысяч святых мучеников-мла-денцев, в Вифлееме избиенных. К тому же отдание Рождества Христова происходит только 13 января (н. ст.) перед Обрезанием Господним.
Но даже и после этого рождественско-крещальные празднества продолжаются. Они фактически заканчиваются 18 января, когда в сочельник Богоявления полагается строгий пост. И завершаются в праздник Крещения Господня.
В Крещенский сочельник верующие люди держат особенно строгий пост до самого вечера. Можно есть только сочиво – постную кашу из злаков без масла с добавлением меда, ягод и сухофруктов. Поесть можно только вечером, после того как сделаешь три глотка святой воды. Вечером в этот день, после того как воду освятили, также начинаются крещенские купания.
19 января – Крещение Господне. В этот день второй раз освящают воду. Крещение Господне, или Богоявление, отмечается 19 января. Праздник входит в число двунадесятых, важнейших после Пасхи церковных дат, которые связаны с главнейшими событиями земной жизни Иисуса Христа и Божией Матери.
История праздника связана с событием земной жизни Иисуса Христа, описанным в Евангелии: в возрасте 30 лет Спаситель принял крещение в реке Иордан. Во время крещения случилось чудо: с небес на Христа сошёл Святой Дух в виде голубя.
А. СИУКАЕВА