Немного из истории автомагистрали

Согласно источникам, ввод в эксплуатацию Транскама состоялся 27 ноября 1984 г.
На южном участке Транскама работы проводила строительная организация «Севкавдорстрой». В составе этой организации были и местные кадры: известный в Южной Осетии инженер-строитель автодорог Леонид Харебов работал в качестве старшего прораба по искусственным сооружениям. Он трудился на Транскаме два года (1978-79 гг.) и за это время построил основную часть всех водопропускных труб и других сооружений на южной стороне трассы. «К тому времени я 5 лет работал старшим прорабом в цхинвальском дорожном управлении. Руководитель «Севкавдорстроя» Ефим Семенович Кроль направил письмо властям Южной Осетии, чтобы меня отпустили на строительство Транскама как специалиста», – вспоминал Леонид Георгиевич в одном из интервью газете «Южная Осетия».
Строительство проходило в сложных горных условиях, дороги как таковой пока не было. У него в бригаде работали бригады из Дзау и его родного села Рустау. Л. Харебов с ребятами с честью справились с задачей.
«Более 90% труб от Хвце до села Нижний Рук проложили мы. По сегодняшний день вся эта система надежно функционирует», – подчеркнул Л. Харебов, и добавил, что ему пришлось демонтировать несколько сооружений, построенных до его прихода. Они не соответствовали проектным отметкам, работы были выполнены некачественно. Впоследствии их заново смонтировали.

Актуальность железной дороги
Многие задаются вопросом: неужели нельзя обрезать этот участок, чтобы обойти зигзаг и в целом укоротить слишком длинную Транскавказскую магистраль? Сейчас трассу сократить практически невозможно. Не позволяют технические нормы.
В свое время можно было проложить дорогу через Дзомагское ущелье с левой стороны вдоль речки, там меньше лавиноопасных участков. Такой проект когда-то предлагал инженер Рутен Гаглоев. Трасса немного удлинялась, но проходила ниже, была безопаснее и избегала серпантинов, подъемов. За счет этого время поездки даже сокращается.
Сократить расстояние между центрами двух Осетий поможет перевальная железная дорога. Она необходима не только с целью сокращения времени поездки одной части в другую. Учитывая политические обстоятельства, Транскам сегодня для нас фактически единственный выход во внешний мир. Но в зимнее время автодвижение на этой дороге часто нарушается вследствие ухудшения погодных условий. Жители республики прекрасно понимают, какие форс-мажорные обстоятельства вызывает даже кратковременное прекращение транспортного сообщения с Россией, откуда завозятся продукты питания. К тому же железная дорога важна с точки зрения обеспечения безопасности. Мы знаем, сколько человеческих жизней унесла автомагистраль из-за схода лавин, аварий и т.д. А самое главное железнодорожная коммуникация наверняка даст новый импульс развитию экономики Южной Осетии.
Железная дорога позволит поднять на ноги Южную Осетию. Она может сыграть важную роль и для закавказских республик и стран дальнего зарубежья в будущем.
Железная дорога между югом и севером Осетии остается актуальной задачей. Этот вопрос следует поднимать на всех уровнях и, возможно, в обозримом будущем удастся его положительно решить.

Подготовила О. ГАГЛОЕВА