Илья Габараев – известный советский осетинский композитор, музыкальный и общественный деятель

Родился в 1926 г. в с. Сахизар Южной Осетии. В детстве учился музыке у Бориса Галаева, рисованию – у Махарбека Туганова в Сталинирской изостудии. В 1939-1943 гг. играл в оркестре Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски. В 1943-1945 гг. руководил самодеятельными музыкальными коллективами в Южной Осетии.
В 1949 г. окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Ленинградской консерватории, где учился у Г.И. Уствольской.
В 1954 г. окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции профессора X. Кушнарева. В 1987-1991 гг. И.Г. Габараев был председателем правления Союза композиторов СОАССР. В эти же годы занимался композицией с начинающими и самодеятельными авторами. Заслуженный деятель искусств СОАССР (1968), РСФСР (1976). Член Союза композиторов СССР с 1954 г.

Илья Гаврилович Габараев – выдающийся осетинский композитор, с именем которого связано становление и развитие национальной симфонической, оперной и камерной вокальной музыки. Он является автором первой многоактной оперы на осетинском языке «Азау», первых осетинских романсов и симфонических сочинений, получивших признание всесоюзной аудитории. Габараеву принадлежат также широко популярные в Осетии песни «О, нана!» (слова Г. Цагарева) и «Песня моя, Иристон» (слова А. Налбандяна), давно ставшая неофициальным гимном республики.
Высокий профессионализм, отточенность и яркость языка, национальная самобытность, гражданский пафос и глубина содержания – таковы отличительные черты лучших сочинений композитора. Его музыка обладает эмоциональной силой, оказывающей равное воздействие и на профессионалов, и на непрофессиональную публику. Премьеры Первой и Третьей симфоний, Второй и Третьей «Осетинских рапсодий», опер «Азау» и «Оллана» превращались в подлинные праздники национального искусства.
Первая симфония посвящена памяти воинов, погибших в битвах Великой Отечественной войны.
Исполненная в концерте Декады осетинского искусства в Москве (1960, Северо-Осетинский симфонический оркестр, дирижер П. Ядых), симфония была высоко оценена критикой. Композитор Григорий Шантырь писал в рецензии: «С первых же тактов захватывает слушателя симфония И. Габараева. Очень хороша ее первая часть: в ней есть настоящая драматически напряженная «взрывчатая» сила. Лирические образы этой части симфонии покоряют своей искренностью и красотой. Немало творческой выдумки и в контрастных эпизодах второй части. Вкус и оркестровое чутье автора незаурядны».
Обращение Габараева к жанру рапсодии было вызвано стремлением автора написать своеобразный музыкальный портрет нации. Характерные для осетинского музыкального фольклора образы героики, мужества, сурового эпического величия и искренней, всеподчиняющей танцевальной стихии стали основными во всех четырех рапсодиях. Творчески, переосмысленно, оркестрово и гармонически «объемно» звучат у Габараева популярные народные мелодии «Ханты цагъд», «Зилгæ» (Первая рапсодия), «Æфсати» (Вторая рапсодия), «Нæртон симд» (Третья рапсодия.
Третья симфония «Испания в огне» на стихи Ф. Гарсиа Лорки для солистов, хора и оркестра – вершинное сочинение И. Габараева. Эпиграфом к симфонии могут служить слова Федерико Гарсиа Лорки: «В мире борются уже не человеческие, а вселенские силы. И вот передо мной на весах итог борьбы: здесь моя боль и жертва, там – справедливость для всех, и я опускаю свой кулак на чашу справедливости». Вопрос личного выбора, личного участия художника в борьбе с наступающим злом, в борьбе не на жизнь, а на смерть – такова основная и мучительная коллизия симфонии-поэмы, симфонии действа.
Две из трех опер Габараева – «Азау» и «Оллана» – имели счастливую сценическую судьбу. Первая опера ставилась трижды (1968, 1982, 1992), вторая с успехом показана в Москве. Газета «Советская культура» писала об «Оллане»: «Произведение это отличается выразительным декламационным языком, благородством стиля, большой сценичностью. Опера привлекает напевными эпизодами, выразительными мизансценами, не оставляющими слушателя-зрителя равнодушными». (Р. Шавердян)
Одним из ценных обретений Габараева в операх стали речитативы, вокальные номера, написанные в небольших, драматургически гибких оперных формах (ариозо, песни, баллады), динамичные моно- и дуэтные сцены.
Впервые в осетинской музыке ставились и успешно решались задачи создания национальной вокальной интонации, психологически достоверных музыкальных образов, нешаблонной и вместе с тем действенной музыкально-сценической драматургии.
Композитор тонко чувствовал слово, любил и хорошо знал европейскую классическую и современную поэзию и, конечно, творчество осетинских поэтов.
Поэзия как родная сестра музы композитора, вдохновляла его на создание многих прекрасных романсов и вокальных циклов. Две излюбленные темы – гражданст-венная и лирическая – стали полюсами камерной вокальной музыки Габараева. Лирикой любви, интимных переживаний наполнены циклы на стихи К. Хетагурова, Н. Басаниной, Д. Рида. Мелодии просты, декламационно выразительны и эмоционально приглушены, словно дают простор слову и мысли.
Значительное место в творчество композитора занимает музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Сотрудничая с постановочным коллективом, И. Габараев становился соавтором драматурга и режиссера.
Подготовила К. БАГАЕВА