С Днем российской печати!

Пишущая братия России отмечает профессиональный праздник

Тринадцатого января у наших российских коллег праздник – День российской печати. Праздник уходит корнями в 1991-й год, когда постановлением Президиума Верховного совета РФ от 28 декабря 1991 г. этот день был установлен как День российской печати, в честь выхода (2 января по старому стилю, а 13 января по новому стилю) в 1703 году первой российской газеты – “Ведомости”, созданной по указу Петра Первого. Кстати, Пётр Первый рассматривал газету как важное средство борьбы за проведение реформ и утверждения могущества Российской империи.

Напомним, 2 января 1703 года (13 января по новому стилю) в Москве вышел первый номер русскоязычной печатной газеты под сегодняшним названием «Санкт-Петербургские ведомости», который тогда назывался: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах».

Тираж первого номера был 1 тыс экз и состоял из 4 небольших страничек по 27 строк каждая. Выпускающим редактором первого номера газеты был сам Петр I. Для популярности Петр I даже издал специальный указ «На западный манер в Москве учредить аустер-ресторации», где чаем и кренделями угощали даром, но лишь тех, кто читал приносимые сюда с собой “Ведомости“.

Основная часть СМИ в России – печатные издания. Несмотря на наступление интернета, социальных сетей, ютуб-каналов, взявших на себя и функции СМИ, печатные СМИ по-прежнему продолжают удерживать передовые позиции.

По данным Роскомнадзора, в 2020 г. в России в реестре зарегистрированных СМИ содержится 42 тыс. Стоит отметить, в 2009 году количество зарегистрированных периодических печатных изданий составляло 72 тыс. 498, в 2018 году их осталось 47 тыс. 883, а в январе 2020 года – 42 тыс. 861.

Ежедневно в России выходят сотни печатных изданий, еще свыше 7 тысяч выходят в свет еженедельно, свыше 12 тысяч – ежемесячно, а с иной периодичностью печатаются 21 тыс. 658 газет и журналов.

Неудовлетворительное состояние рынка печатных СМИ вызвано несколькими причинами. Здесь и ежегодный рост на бумагу, постоянное увеличение почтовых подписных тарифов, расходов издателей на логистику и дистрибуцию, включая электронную, переход читателей на цифровые информационные ресурсы и др. Особенно сильно ударила по печатным СМИ массовая цифровизация. Она привела к появлению в лице социальных сетей, интернет-СМИ и других электронных средств коммуникаций серьезных конкурентов.

Несмотря на сложности, печатные СМИ пытаются перестроиться в условиях цифровизации. В жестком конкурентном противостоянии лучше держат удар авторитетные федеральные издания, со своей школой журналистского мастерства, традициями и умением оперативно реагировать на вызовы печатным СМИ.

Федеральные печатные СМИ практически с начала 1990-х годов поддерживали Южную Осетию в ее неравной борьбе с грузинской и западной информационной машиной. В августе 2008 года события в Южной Осетии качественно освещали и прорывали информационную блокаду и тенденциозность, созданные западными и грузинскими СМИ, федеральные издания «Аргументы и факты», «Российская газета», «Известия», «Комсомольская правда», «Культура» и др.

Конечно, активное участие в информационном противостоянии приняли федеральные телеканалы, интернет-издания, информагентства. Консолидированными усилиями российских СМИ правда об агрессии Южной Осетии стала доступной широкой международной общественности.

Как отметил министр связи и коммуникаций России Игорь Щеголев, выступая перед студентами факультета журналистики МГУ в сентябре 2008 года, российские СМИ освещали события в Южной Осетии более объективно и качественно, чем западные.

“Даже такие издания, как Financial Times, The Wall Street Journal, The Times, The Guardian, Independent, The Washington Post, авторитетность которых ни у кого не вызывает сомнения, отклонились от объективности и показали конфликт однобоко. Они передавали только грузинскую точку зрения, пренебрегая мнением российских политиков. BBC и CNN тоже передавали недостоверную информацию. Только через 14 часов в эфире этих телеканалов появились кадры опустошенного Цхинвала. Ведущие при этом констатировали, что это некий грузинский город, разрушенный российскими войсками”.

Российские СМИ, по словам Щеголева, были объективны и последовательны, старались представить несколько точек зрения. “Трудности были не потому, что мы оказались не на равных, а потому, что наши СМИ работали именно качественно и не методом подсовывания фальшивок, а методом предоставления объективной информации”, – заявил Щеголев.

«Когда тяжелые орудия, системы залпового огня бьют по мирным городам, а неподалеку заранее уже был развернут информационный центр, то, на мой взгляд, это свидетельствует о том, кто готовился к конфликту, кто готовился к информационной войне», – сказал министр.

В свою очередь, и югоосетинские СМИ, с учетом общей истории, современности, совместного будущего Южной Осетии и России, стояли и будут стоять на страже наших общих национальных интересов.

Газета «Южная Осетия» поздравляет российских коллег с профессиональным праздником!