Сергей Коблов – бесстрашный воздушный ас

Сергей Коблов – один из тех славных соколов советской авиации, которые были удостоены высокого звания Героя Советского Союза в самые тяжёлые дни войны, когда авиации приходилось вести неравную борьбу с противником, имевшим численное превосходство не только в воздухе, но и на земле, и на море.

Родился Сергей Константинович Коблов 22 ноября 1915 года в селе Коб, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы и авиационную школу Гражданского воздушного флота в городе Батайске Ростовской области в 1936 году. После призыва в Красную Армию в 1941 году был направлен на курсы командиров звеньев истребительной авиации, после окончания которых проходил службу в 160-м авиационном полку.
С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны. По апрель 1942 года служил во 2-й ОИАЭ ПВО; по сентябрь 1942 года – в 182-м ИАП; по декабрь 1943 года – в 910-м ИАП; по май 1945 года – в 787-м ИАП.
Свою первую победу С. К. Коблов одержал осенью 1941 года, в одном из первых боевых вылетов, заставив приземлиться немецкого разведчика Ju-88 в расположение советских войск.
С 1942 года он воевал в составе 182-го истребительного авиационного полка. В борьбе с группами немецких бомбардировщиков неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки истребителей противника, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их…
В одном из наградных документов ему дается следующая характеристика:
“С. К. Коблов обладает отличной выучкой, высоким мастерством пилота, отлично владеет авиационной техникой, летает в любых условиях, при ограниченной видимости, на любых высотах достаёт самолёт противника, при самых сложных условиях выполняет боевые задания сам лично”.
Немецкие войска рвались к Сталинграду, к богатствам Кавказа. Это были места, хорошо знакомые Сергею Коблову. Он родился в Осетии, учился в средней школе в городе Орджоникидзе, работал в Краснодаре. В 1936 году 20-летний юноша с отличными показателями окончил лётную школу в городе Батайске, после чего готовил пилотов в аэроклубе в городе Цхинвале. В Сталинграде он работал начальником аэроклуба.
А теперь Сергею пришлось на этих направлениях совершать не учебные полёты, а вести тяжёлые воздушные бои.
За год войны Коблов становится настоящим воздушным асом. Правда, некоторое время ему пришлось находиться далеко от театра военных дейст-вий. Об этом он сообщал в одном из писем сестре:
«…Лиза, я оставлен в Ростове. В день по нескольку раз патрулирую на своем “ЛаГГе” на высоте от 1 до 7 – 8 тысяч метров, но ещё до сих пор никого не встретил… Горе тому, кто попадётся мне первый…”
Но это “патрулирование” длилось недолго. Вскоре Коблов “в день по нескольку раз” совершал боевые вылеты, из которых неизменно выходил победителем.
Сергей Константинович всегда выходил победителем из боя. Молодые лётчики, прибывавшие в полк, смотрели на Сергея с нескрываемым восхищением. Каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Кобловым. У него было чему поучиться: необычайная сила воли, уверенность в воздухе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Даже старые лётчики, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов, следовали его приёмам ведения боя. Вот как характеризовался Коблов при представлении его на звание Героя Советского Союза:
“Командир авиационного звена Старший лейтенант С. К. Коблов в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с начала военных действий. В воздушных боях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, волевым командиром. В бою, рискуя жизнью, идёт на выручку товарищей. Летает на самолётах И-16, ЛаГГ-3 днём и ночью. Техникой пилотирования владеет в совершенстве. Участвовал в 17 воздушных боях, во время которых лично сбил 9 самолётов, из них 3 “Юнкерса”, 3 “Мессершмитта”, 2 “Хейнкеля” и 1 “Дорнье”.
Приведённые в реляции данные сами говорят за себя. И всё же хочется подметить ещё одну важную деталь: перечисленные вражеские самолёты, сбитые Кобловым, имели по сравнению с его самолётом лучшую скорость, маневренность и более сильное пушечное, пулеметное вооружение. По тактико – техническим данным самолёт Коблова уступал им во всех отношениях, кроме одного – в мастерстве пилота, в его морально – боевых качествах. Командир полка Герой Советского Союза подполковник М. П. Нога лаконично и в то же время тепло рассказывал о волевых качествах Коблова.
“Уже к весне 1942 года Коблов был настоящий лётчик, имел несколько десятков боевых вылетов… Помню, в апреле успешно участвовал он в ночной штурмовке аэродрома противника в Мариуполе – оттуда готовился бомбардировочный налёт на Ростов… Эскадрилью вёл я, Коблов командовал звеном. Атаковали за час до темноты, зашли с тыла. На стоянке 40 “юнкерсов”, перед ними выстроен личный состав, офицер дает последние указания… Когда мы подошли, враги не разобрались, приняли нас за своих – очень низко шли – приветствуют, машут руками… Ну, думаем, сейчас мы вам покажем! Ударили по стоянкам, угодили в штабеля бомб – дым коромыслом, огненная лавина. 12 бомбардировщиков полностью сгорело, 13 повреждено основательно… Проутюжили аэродром – чистая была работа !.. Здесь Коблов держался хорошо, грамотно, и звено его было, пожалуй, лучшим…”
Далее в характеристике указывалось, что Коблов неоднократно прикрывал военные и промышленные объекты, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, летал на перехват самолётов противника.
“Всей своей боевой работой на фронте Отечественной войны коммунист Коблов доказал преданность партии Ленина и социалистической Родине. Достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза”.
14 февраля 1943 года Коблову было присвоено это высокое звание.
После войны продолжал службу в ВВС. Окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 июня 1954 года подполковник С. К. Коблов погиб при облёте нового реактивного истребителя.
Подготовила
З. КАБУЛОВА