Найди свою «вторую кожу»!

Почему граждане перестали уделять внимание внешнему виду?

Сразу оговорюсь, что люди, рожденные после развала СССР, (хотя тема в основном касается их) могут особо не усердствовать в подборе эпитетов в адрес автора по поводу его архаичности, поскольку без сравнительного анализа с прошлым в данном случае не обойтись.

Да, я не упущу очередной возможности с тоской и грустью произнести: «А вот при Советском Союзе!..» Ведь я та еще «древность», которая помнит времена, когда правила хорошего тона не считались выпендрежом как сейчас, а нормой. А еще, к примеру, при покупке красных сапог срочно приобретались сумка и перчатки такого же цвета. Сегодня – это моветон! А почему, собственно? Что плохого в сочетании обуви и сумки, почему непременно они должны быть контрастного цвета, как на этом настаивают мировые бренды-тренды? В мире моды все давно придумано, молодым модельерам приходится обыгрывать уже когда-то кем-то созданное, но результат не всегда получается удачным. А мы вынуждены им следовать.
Скажем, кто объяснит – что красивого в сочетании струящегося шифонового платья с массивными кроссовками, или зеленой сумки и желтых туфель? В моем понимании – это безвкусица (я уже предупреждала о своей архаичности!)
При советской власти, в «застойные» годы ощущался острый дефицит продукции легкой промышленности, куда входят одежда и обувь. Предлагаемое розничной торговлей было откровенно безобразно скроено и пошито, и мы все гонялись за импортом, поскольку за границей в этом плане все было отлично налажено, к тому же импорта в СССР было – хоть завались, только продавалось все из-под лавки. Не знаете, что это такое? Объясню: надо было иметь знакомого завмага или быть знакомым его знакомых, чтобы произнеся магическое «Я от…», стать обладателем шикарных итальянских туфель, югославской стенки, французского мужского костюма (у моего отца был такой, сносу ему не было, а пиджак еще и я донашивала по моде на свободные блейзеры), или канадской дубленки. Да, за всю эту красоту приходилось переплачивать, но не двойную-тройную цену, как сейчас в цхинвальских торговых точках за китайский ширпотреб.
Но и при этих ограничениях люди стремились хорошо одеваться, рукодельницы с нетерпением ждали очередного номера журнала «Работница» (журнал для советских женщин) или «Бурда» (это немецкое издание и сегодня выходит), с выкройками модных вещей, чтобы сшить по ним сногсшибательный наряд. Иногда за этим занятием пролетала ночь, т.к. желание утром выйти из дома в новом платье было сильнее тяги ко сну.
Практиковалась поездка в Москву, где в крупнейших магазинах «ГУМ», «ЦУМ», «Лейпциг» и т.д. регулярно выбрасывался в продажу импорт – только поспевай! Зато, отстояв в многочасовых очередях, можно было одеть с головы до ног всю семью, к тому же в красивые, добротные вещи.
Цхинвал всегда был городом высокой нравственности и культуры, а люди доброжелательные и красивые. Сегодня, наблюдая за людьми, можно подметить такую особенность – мы ходим в том, в чем нам удобно. Не заботясь особо – украшает это нас или нет, портит нашу фигуру или подчеркивает, сочетается одно с другим или нет. Нам удобно и все тут! Зачем думать, если все уже придумано за нас. Самый удобный и демократичный стиль – спортивный. Ходить в спортивной куртке и спортивных брюках стало очень много людей. Это становится привычкой, к сожалению. Да, это удобно и тепло. Для прогулок, отдыха на природе, спорта – согласна. Но не более того! Особенно этим грешат мужчины. Но этот костюм потому и называется спортивным, что предназначен для занятий спортом, а не для дефилирования по городу. Зайти в кафе в трениках – не проблема! Назначить свидание девушке и явиться в пузырящихся на коленях трикотажных штанах – а что тут такого! А почему не встретиться с девушкой в отглаженных классических брюках или в тех же джинсах?! Ничего против джинсов не имею. В свое время великий модельер Ив Сен-Лоран сказал: «В этой жизни я жалею лишь об одном – что джинсы придумал не я». Если бы не он, это сказала бы я (шутка). Обожаю джинсы, только предпочитаю носить их по старинке: без шпилек, яркой косметики и броских украшений.
Где наша фантазия, индивидуальность? Одежда и обувь – не только украшение, но и средство самовыражения. Некоторые носят одежду, лишь демонстрируя связь с окружающим интерьером, избегая показывать свои чувства, эмоции. Многие предпочитают прятаться за мешковатой одеждой не по размеру лишь потому, что нет желания заранее продумать свой лук (образ), как сейчас модно говорить, оправдывая это тем, что и так сойдет!
Это пресловутое «и так сойдет!» делает нас менее чувствительными, безразличными и… одинаковыми. Отнюдь не хочу подгрести всех под одну гребенку, поскольку, несомненно, есть и другая, меньшая категория, живущая по иным принципам, но, как говорится, лес рубят, щепки летят!
Ладно бы только молодежь, но ведь и некоторые горожане старшего возраста, комфорта ради совершенно не стесняются появляться на людях абы в чем! В засаленных и мешковатых брюках, грязной обуви! Многим не стыдно заходить в объекты торговли и учреждения в грязной и мятой одежде. Очень многие ходят в серой и безликой, безвкусной одежде! Я далека от мысли, что на улицах Цхинвала увижу повседневный стиль японцев, как на фото! Но следуя логике – лишь бы было удобно, мы рискуем вскоре превратиться в оборванцев без индивидуальности.
От своего отца, которому далеко за 80 лет, я слышала, что, собираясь по вечерам на «стометровку» (ныне Театральная площадь), чтобы развеяться после трудового дня, мужчины надевали отглаженные, желательно белые(!) рубашки, начищали до блеска даже истоптанную обувь (времена были тяжелые, все жили более чем скромно) и шли просто пообщаться. Женщины, насколько мне известно, понапрасну не разгуливали, а занимались хозяйством. Зато семейный поход в театр становился настоящим праздником! Доставались самые лучшие платья и костюмы, суматоха в доме царила такая, словно получено приглашение на императорский бал! О тех временах остается только сожалеть, но в наших силах еще ухватить кое-что хорошее из уходящей эпохи.
Одежда – наша вторая кожа. И если анатомическая кожа нам дана для ощущения и восприятия окружающего мира, то через вторую уже мы сами являем миру себя: кто мы, что нам нравится, каков наш внутренний мир и так далее. От нашей фантазии и изобретательности зависит создание всевозможных образов для самовыражения. Не жалейте на это времени! Удачи!
Д.САЛАМОВА