Александр Михайленко: время не приносит забвения…

Семья, друзья и просто знакомые, в судьбах которых Саша Михайленко оставил теплый след, отмечали бы сегодня, 31 марта 62 день рождения защитника Отечества.

В новейшей истории Южной Осетии есть трагичные даты, когда в ходе боевых действий, югоосетинский народ терял достойных сыновей. К ним относится и июнь 1992 г. – во время неравного боя с грузинскими агрессорами в районе ТЭК погибли сотрудники ОМОН РЮО. Среди них был и Александр (Саша) Михайленко.

Сегодня мать героя нашего материала Хадизат Лалиева, похоронившая двух сыновей, осталась одна со своим горем. Она воспитала для Осетии двух защитников Отечества – Сашу Михайленко и Эдуарда Лалиева. Фотографии сыновей Лалиева повесила на стене и частенько разговаривает с ними.
Александр Михайленко родился в 1960 г., в г. Светловодске Кировоградской области на Украине. Вскоре Лалиева развелась с супругом и переехала с сыном в Цхинвал. На родине Хадизат столкнулась с тяготами жизни, но делала всё, чтобы воспитать сына в достатке, даже если самой иногда приходилось голодать.
«Саша окончил школу №2 в Цхинвале. Он был так горд, что учится в гвардейской школе. Саша был очень любознательным, аккуратным, добрым и ответственным мальчиком, поэтому, наверное, его учителя и ровесники уважали и любили. Я часто получала на 8 Марта открытки с благодарностью, что воспитала такого сына», – вспоминает мать, глядя на фотографию сына.
С фотографии на стене на нас смотрел красивый, молодой парень с открытым взглядом и лучезарной улыбкой.
Лалиева продолжила рассказ и напомнила, что в советское время ученикам предоставляли выбор – изучать осетинский или грузинский языки. Но даже тогда Саша, не задумываясь, выбрал осетинский язык, проигнорировав настойчивые рекомендации учителя, что грузинский язык легче изучать.
«Мой Саша никогда не выбирал легких путей. Окончив школу в 1977г. он начал работать на швейной фабрике и одновременно учился в профтехучилище. В 1979 г. был призван в ряды Советской армии, служил в десантных войсках. В 1981 г. за хорошую службу по рекомендации командования смог получить военное направление на подготовительные курсы по стоматологии в Ставропольский мединститут», – сказала она.
По словам Хадизат, Саша проучился более года в мединституте, но потом заболел пневмонией. Мать, узнав об этом, поехала и привезла сына домой. Из-за долгосрочного отсутствия, Михайленко пришлось взять академический отпуск. После его выздоровления, двоюродный брат Хадизат – Гиви Лалиев взялся за практическое обучение Михайленко. Он привел его в больницу, в свой кабинет и обучил азам стоматологии.
«Вскоре по городу пронесся слух, что в больнице работает очень хороший молодой стоматолог, – улыбнувшись, вспоминает Хадизат. – Конечно, он мог уже работать здесь, однако Саша любил все доводить до конца. Он вновь восстановился в мединституте. После окончания института в 1990 г. вернулся на Родину и начал работать врачом-стоматологом, а в 1991 г. его назначили главврачом стоматологической поликлиники».
Как известно, в начале 90-х гг. Южная Осетия противостояла грузинской агрессии на двух фронтах – в политико-дипломати-ческом и военном. Наравне с другими жителями республики Александр Михайленко взял в руки оружие, и встал на защиту Родины. А когда в 1992 г. был создан Отряд милиции особого назначения, Михайленко одним из первых вступил в его ряды.
По воспоминаниям матери, Саше чудесным образом удавалось совмещать работу главврача стоматологической поликлиники и защищать Родину от грузинских агрессоров. Утром он шел в поликлинику исполнял обязанности руководителя, принимал пациентов, а после обеда брал в руки оружие и шел на боевой пост. Он всегда был в центре боевых действий, и не просто воевал, а всегда был готов оказать первую медпомощь раненым. После гибели сына, матери рассказывали, что он не раз привозил в больницу раненых сослуживцев. Среди них был Стасик Габараев, служивший с Михайленко в ОМОН.
«В тот злополучный день сотрудники ОМОН воевали с грузинами в районе ТЭК. Развязался жестокий бой, и Габараев был тяжело ранен. Саша оказал ему первую помощь, но и сам был ранен. Михайленко смог вырваться из вражеских лап и довезти друга до больницы, но тот скончался в тот же день. Габараев тоже покоится в школе №5», – вспоминает Хадизат Лалиева.
Солнечный зайчик
С теплыми чувствами вспоминают Александра Михайленко все кто его знал. В свое время педагог СОШ №2 Венера Джиоева писала воспоминания о своем ученике, которые так ярко показывают внутренний мир ушедшего героя.
«Как сейчас помню тот день, когда я впервые вошла в пятый класс, где он учился. Он сидел за партой у окна рядом с грузинским мальчиком, Джумбером Касрадзе, с которым дружил. Парадокс? Может быть! Мои глаза сразу же выхватили Сашу из остальных ребят, он настолько нежным был ребенком, что насквозь янтарно светился, а на детском личике ярко выделялись глаза цвета берлинской лазури.
– Какой солнечный мальчик! – вслух произнесла я, не скрыв восхищения. С тех пор за ним закрепилось прозвище «солнечный зайчик». Я не ошиблась, дав ему имя «Солнечный». Ведь Александр Михайленко отдал свою жизнь за немеркнущее солнце Осетии. А какие отчаянные, дерзкие вылазки делал он в тыл врага, чтобы вызволить оттуда наших ребят!..», – писала Джиоева.

Его патриотизм проявлялся не в словах, а в поступках

Заведующий отделением Республиканской стоматологической поликлиники Рауль Валиев познакомился с Михайленко, когда окончил школу и выбрал профессию врача-стоматолога.
«Когда в 90-х гг. началась война, многие специалисты покинули республику. Алек-сандр Михайленко переживал из-за оттока кадров. Тогда вузам предоставили возможность самим решать кому предоставлять лимиты. Он написал письмо в бывший Обл-здрав и благодаря именно его содействию были выделены пять лимитов для Южной Осетии в Ставропольском государственном мединституте. Александр сам там учился и заслужил беспрекословный авторитет, его любили и уважали. Я один из тех кому достался лимит. Когда педагоги узнавали, что я из Южной Осетии, всегда интересовались судьбой Михайленко. Когда он погиб, весь педагогический коллектив в мединституте не скрывал скорби по нему», – поделился воспоминаниями Валиев.
Саша Михайленко, по словам собеседника, был открытым и честным человеком. Его патриотизм проявлялся не в словах, а в поступках. Александр всегда стремился принести Южной Осетии и ее народу пользу.
«В горячие 90-е он был главврачом Областной стоматологической поликлиники. Но, несмотря на это, Александр одел военную форму, взял в руки оружие и защищал свою Родину», – подчеркнул Валиев.

«Вот такой был мой Саша, – сознательный и добрый»

«В Ставрополье жили однокурсники и друзья Саши, они писали ему: «Ты рискуешь жизнью. Зачем тебе? Ты же даже не осетин». Но на подобные аргументы друзей он даже злился, потому что всегда считал Осетию своей Родиной. Я и сама столько раз его умоляла, говорила, чтобы он уехал в Ставрополь. Но он с упреком отвечал: «Мама, а потом с какой совестью я буду смотреть в глаза друзьям, которые останутся на ТЭКе». Саша не то, чтобы никогда не позволил бы себе спрятаться или уехать, но и в мыслях этого не допускал. Вот такой был мой Саша, – сознательный и добрый», – со слезами на глазах, вспоминает Хадизат Лалиева.
Мать как сегодня помнит последние слова сына: «Мама, я пошел…» – последняя фраза, которая годами стоит в ушах матери, напоминая родной голос.
Александр Михайленко был ранен во время жестокого боя с грузинскими агрессорами на юго-восточной границе республики. Несколько дней он мучился, терял сознание, а когда приходил в себя пытался что-то сказать матери, но не было сил. Врачи боролись за его жизнь, но так и не смогли спасти.
Мадина БЯЗРОВА