Алан Гаглоев: «Вернуть Южную Осетию во власть закона»

Дорогие соотечественники! Выборы президента пришлись на очень сложный период, сложный не только для нас – для всего мира это переломный исторический момент.
В выборную кампанию принято говорить, что мы выбираем судьбу Южной Осетии на ближайшие пять лет, но сейчас речь не о пяти годах, речь о будущем республики, всех нас, наших детей в этом стремительно меняющемся мире. Между тем, республика в том состоянии, в котором находится в настоящее время, не сможет ответить на вызов времени. Республика, все общество в глубоком кризисе: общественно-политическом, экономическом, и что опаснее — морально-психологическом. Время бросало вызов и в момент рождения республики, когда южные осетины могли исчезнуть под развалинами разрушившегося Советского Союза и под ударами фашизма, поднявшего голову уже тогда.
Республика выстояла благодаря сплоченности народа, мужеству защитников, вставших плечом к плечу и мудрым действиям руководства того периода, создавшего безупречные правовые и политические основы республики. Можем ли мы ответить на вызов сегодня тем же?
Мужества и у новых выросших на войне поколений не занимать, только общество расколото, и нет объединяющей национальной идеи, а система управления государства демонстрирует свою несостоятельность.
До 2008 года нашей национальной идеологией было признание независимости Республики Южная Осетия. Этот этап пройден, цель достигнута, а новая задача перед обществом не поставлена. Пропагандируемая с 2014 года идея воссоединения с Северной Осетией в составе Российской Федерации на деле оказалась политической манипуляцией и спекулированием вековой мечтой нашего народа, которую вынашивали лучшие умы. В реальности не было сделано ни единого шага даже на уровне народной дипломатии, в рамках интеграционных процессов с Северной Осетией, не говоря о шагах в политическом поле. Наоборот, действия югоосетинской стороны вносили раскол между двумя частями Осетии. С воссоединением разделенного народа в составе России и сегодня связаны надежды жителей нашей республики. Осуществление воссоединения связано с геополитической ситуацией и позицией нашего стратегического союзника — России и интеграционной программе с нашими северными братьями. Считаю, что народ должен объединиться вокруг новой национальной идеологии – единства нации, вне зависимости от проживания каждого осетина. Осетия – общий дом для всех этнических осетин. Осетия должна стать домом и для любого проживающего здесь, независимо от национальности — равные права и равные возможности, как было всегда.

Власть закона и власть народа
Исторический период, само время требует изменения идеологии власти. Нынешняя идеология, которая зародилась не сейчас, но в последние годы перешла в экстремальную форму – разрушительна для республики, общества, для наших веками сохраняемых нравственных устоев. Она уничтожает наш дух, наше достоинство, наш генетический код – и это гораздо опаснее проблем в экономике, хотя все взаимосвязано.
Возвращение республики во власть закона и возвращение народовластия, создавшего нашу государственность — главная идея моей программы на ближайшие пять лет. Без власти закона невозможно развитие республики ни в одной области, без власти закона невозможно ответить на вызов судьбоносного исторического времени. Возвращение подлинного народовластия – с этим лозунгом партия «Ныхас» шла на выборы в 2019 году и это повестка на ближайшие пять лет. Ни одна программа экономического и социального развития не может работать без соблюдения всех демократических принципов, без защиты прав и свобод каждого жителя республики, верховенства закона и равенства всех перед ним.
Нам необходима реформа судебной системы, принятие Концепции национального развития и безопасности, соблюдение принципов разделения властей.
В настоящее время в нашей республике практически невозможно распустить парламент или отправить в отставку президента в том случае, если и законодательный орган в полном составе или его часть и глава государства потеряли доверие народа, так как в том и другом случае необходимо заключение Конституционного суда, который не создан. Отсутствует механизм процедуры импичмента президента.
При назначении на должность глав администраций городов и районов не выполняются нормы Конституции РЮО, так как для их назначения требуется согласие соответствующего представительного органа, который ни в городе, ни в районах не создан.
В Конституции РЮО предусмотрена самостоятельная глава, посвященная органам местного самоуправления, но они не созданы, люди отлучены от участия в управлении своей территорией. Необходимо принятие соответствующего закона о выборах в местные представительные органы.
Это не предвыборные обещания, которые, как правило, не выполняются — эта идея выстрадана на всем протяжении моего пути в политике. После выборов 17 мы создали партию «Аланский союз». В короткие сроки в ряды партии влились больше 1000 человек, преимущественно молодых. Когда столько людей объединяются не вокруг партии власти, не вокруг финансируемой партии, партии-проекта, то это говорит о готовности людей участвовать в жизни республики, менять ее в лучшую сторону. Я не преследовал цель стать президентом любыми способами в 17 году и сейчас не преследую, избрав для себя честный и справедливый путь – идти к намеченному только с поддержкой и доверием народа. Отходить от этого принципа не собираюсь. Мое желание участвовать в политической жизни, в выборах 17 года и в 22 году было во многом продиктовано настроениями моих соратников. Социальное неравенство, когда при громадных суммах, выделяемых Россией Южной Осетии с небольшим количеством населения, немногочисленная прослойка имеет доступ к финансовым потокам, благодаря занимаемым должностям, подрядам, а большинство народа живет трудно, многие практически выживают. Безработица среди молодежи, неуверенность в будущем. В том числе, и среди защитников республики всех поколений. Меньшая часть из них оказывалась приближенной к власти, о большинстве-забывали, кроме громких речей во время праздников. Я чувствовал эти настроения.
Мы шли на парламентские выборы, мы хотели участвовать через парламент в жизни республики, в законотворчестве, доносить мнения того большинства, о котором забывают, как только заканчиваются любые выборы – президентские или парламентские. Мы хотели цивилизованной политической дискуссии между разными политическими силами, как это было всегда на протяжении истории осетин, именно благодаря такой форме политической жизни была создана наша республика, формировались институты государственности.
Нашу партию не зарегистрировали – и вот тогда я впервые столкнулся с несовершенством системы власти, и структур, которые у нее на службе – не у республики, не у закона, а на службе у власти – от Минюста и до Верховного суда. У этой системы только одна цель – узурпация власти и ее сохранение.
Тогда же возникла идея о консолидации здоровых сил в обществе, об объединении трех партий – «Ныхас», «Аланского союза» и « Новой Осетии». Это был едва ли не первый случай в нашей истории, когда объединяются партии, ставя общие цели выше личных амбиций их лидеров. Такой прецедент напугал власть, начался прессинг, попытки расколоть союз, в ход шли любые способы.
Мы выдержали давление и объединенная партия «Ныхас» прошла в парламент с готовностью отстаивать интересы народа, интересы республики, создав в законодательном органе союз с другими партиями и объединениями, разделявшими наши идеи. И с первых же дней работы мы столкнулись с противодействием системы. Всякий раз, когда заходила речь о важнейших вопросах нашей жизни, будь это проблема ввоза на границе, таможенных тарифов, действий власти в условиях коронавирусной инфекции, к которой оказались не готовы, несмотря на полгода полной изоляции республики, смещения с должностей руководителей правоохранительных органов, не соблюдающих закон, справедливом расследовании гибели Инала Джабиева, вопроса границ или о контроле за расходованием средств, выделяемых Россией — мы сталкивались с противодействием исполнительной власти и парламентского большинства, являющегося продолжением исполнительной власти и покорным исполнителем ее воли.
Жители республики были свидетелями многочисленных нарушений во время выборов в парламент 2019 года , видели действие механизмов для отсеивания неугодных кандидатов. Тогда же стала очевидна необходимость реформы избирательного законодательства с целью устранения искусственных барьеров для выдвижения кандидатов, подлинных лидеров общественного мнения.
Необходимо обеспечить проведение честных выборов – и в парламент и на должность главы государства. Для этого необходимо совершенствовать процедуру формирования центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий на местах.
Все изменения, которые вносились в избирательное законодательство последние двадцать лет преследовали одну цель – зачистить политическое поле и исключить здоровую конкуренцию личностей и идей. При этом народ республики лишался права выбора. Следует вернуть в закон о выборах прежнюю формулировку о том, что каждый гражданин, проживавший в Южной Осетии в течение 10 лет (независимо от того «последние» они перед регистрацией либо другие) вправе был баллотироваться в президенты РЮО. Народ сам решит – достоин ли данный кандидат стать президентом или не достоин. То же самое касается и действующего 5-летнего ценза оседлости для кандидата в депутаты парламента РЮО.
Возвращение республики во власть закона невозможно без серьезной реорганизации правоохранительной системы и обеспечения доверия народа к ней.
Нам предстоит поднять престиж правоохранительных органов, улучшить материальное положение сотрудников, обеспечить достойное пенсионное обеспечение, исключить коррупционные схемы.
Необходимо усилить независимый контроль за правоохранительными органами, включая проведение парламентского расследования. С этой целью ужесточить контроль за дисциплинарной ответственностью вплоть до увольнения и запрета занимать пожизненно определенные должности.
Особая задача – профилактика правонарушений среди подростков. Для этого необходимо предусмотреть как меры привлечения подростков к получению дополнительного образования, к занятию спортом через работу участковых уполномоченных милиции, так и принятие комплексных программ для стимулирования интересов подростков.
В современном нестабильном мире необходимо возродить культ защитника Отечества.
Необходимо принятие новой оборонной доктрины Республики Южная Осетия, и определение в системе обороны республики места и соотношения частей постоянной готовности и отрядов резервистов.
Назрело реформирование Министерства обороны в соответствии с новой оборонной доктриной РЮО. С учетом недостаточного мобилизационного резерва необходимо широко применять систему территориальной обороны на базе призыва резервистов на короткие сроки несения службы.
Дорогие сограждане! Если бы в мире, вокруг нас была другая ситуация – эта предвыборная кампания мало чем бы могла отличаться от предыдущей. Механизмы выполнения Инвестиционной программы давно отлажены, начиная с 2012 года, программа продолжала бы работать и провалить ее работу было бы тяжело любому из кандидатов, с учетом контроля со стороны России. Последний этап этой программы тоже уже принят, причем, опять с заложенным механизмом несправедливого вовлечения в нее жителей республики и невозможностью исключить коррупционную составляющую. А мы очутились в другой реальности, где никто не сможет дать точных экономических прогнозов, а быть готовыми нужно быть ко всему. Без оздоровления, без сплоченности общества, без вовлеченности народа в процессы, происходящие в республике, невозможна реализация экономического и социального прогресса. Сегодня наш выбор определяет нашу судьбу.