Государственный драматический театр Южной Осетии представил проникновенную постановку режиссера Казбека Джелиева по мотивам знаменитой пьесы Виктора Розова «Вечно живые».
Премьера спектакля прошла с аншлагом, став центральным событием месяца в культурной жизни республики. Режиссер и актерский состав, задействованные в постановке, смогли затронуть сокровенные струны души местных театралов, отразив на сцене важнейшие темы, связанные с памятью о Великой Отечественной войне и вечной дилеммой нравственного выбора человека.
Премьера была приурочена к 80-летнему юбилею Великой Победы и стала гармоничным продолжением серии мероприятий, организованных в республике в связи со знаковой датой.
Среди зрителей в зале – президент Алан Гаглоев, члены правительства, деятели культуры, образования, представители общественности. Эмоции, вызванные спектаклем, были неподдельными, как и долгие овации, ставшие наградой для артистов.
Режиссёр Казбек Джелиев подошёл к классическому произведению обстоятельно и с пониманием актуальности сюжета, сохранив драматургическую ткань и одновременно наполнив постановку современной интонацией. Используя доступный ему инструментарий, он показал, как война вторгается в жизнь, разрушает любовь, надежду, судьбы.
Спектакль был представлен на осетинском языке с синхронным переводом, что позволило расширить зрительскую аудиторию с прицелом на дальнейшие гастроли. Тщательно подобранные декорации точно отражают дух сурового военного времени, не оставляющего места для личного счастья. Пространство сцены было организовано так, что каждый предмет становился метафорой эпохи, символизируя боль утраты и разлуки. Выверенные световые решения подчеркивали драматизм, а музыка многократно усиливала психологическую нагрузку.
СПЛАВ ПОКОЛЕНИЙ
Особое внимание зрителей привлекла игра молодых актеров. Главную роль Вероники сыграла Лана Джагаева, выпускница актерского факультета ЮОГУ. Её первый серьёзный выход на сцену оказался по-настоящему убедительным. Эмоционально насыщенная игра актрисы передала внутреннюю борьбу героини, которая, испытав боль утраты, предприняла попытку найти опору в новых реалиях, но разочаровавшись все же сохранила неизбывную верность любви.
Образ другого главного героя Бориса Бороздина, погибшего на фронте жениха Вероники, воплотил на сцене актер Мирослав Бестаев, антигероя Марка представил Давид Козонов. Актерский ансамбль спектакля представляет собой сплав поколений, рядом с молодёжью на сцену вышли признанные мастера сцены, народная артистка РЮО Инга Гагиева (Варвара Капитоновна), заслуженные артистки РЮО и РСО-А Жанна Догузова (Анна Михайловна) и Натия Чохели (Антонина Николаевна).
Диалог поколений придал постановке дополнительную глубину, усилив психологическую точность в отражении взаимоотношений героев.
Режиссёр Казбек Джелиев поблагодарил публику за теплый приём и отдельно отметил важность обращения к теме Отечественной войны. «Необходимо помнить прошлое, ведь именно оно формирует будущее наших детей», – сказал он.
Министр культуры Южной Осетии Рада Дзагоева подчеркнула актуальность спектакля не только для республики, но и для внешнего зрителя. «Постановка актуальна в любом уголке, где помнят цену Победы. Мы планируем представить её широкой аудитории также за пределами республики. Это не только способ показать талант наших актёров, но и важное напоминание о необходимости сохранения исторической памяти», – подчеркнула министр и выразила благодарность главе государства за оказанную помощь в постановке спектакля.
СПЕКТАКЛЬ-НАПОМИНАНИЕ
Выбор сюжета режиссером Джелиевым не случаен. Интерес к постановке подкреплён её источником. Написанная в разгар войны в 1943 году пьеса Виктора Розова сперва воплотилась на сцене Костромского театра, а в 1956 году этим спектаклем в постановке Олега Ефремова открылся знаменитый московский театр «Современник». Год спустя по её мотивам Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли», ставший классикой мирового кинематографа. «Вечно живые» представляет собой не просто спектакль на военную тему, а глубокую личную исповедь и напоминание о трагизме человеческих судеб в условиях войны. Это повествование об отчаянной попытке сохранить в душе хрупкие и бесконечно важные чувства и понятия, такие как любовь, честь и долг.
И. ТЕДЕЕВА