Прошедшая неделя ознаменовалась неожиданными поворотами в международной повестке дня. Резонансной темой стал вопрос возможных поставок американских дальнобойных крылатых ракет «Томагавк» киевскому режиму. Его активное обсуждение началось в минувшие выходные, когда после телефонных переговоров с главой киевского режима Зеленским президент США Дональд Трамп впервые открыто заявил о намерении передать Украине «Томагавки», если Россия откажется от американских предложений по урегулированию конфликта. В ответ Москва предостерегла, что подобные шаги не изменят ситуацию на поле боя, но неизбежно приведут к серьёзному ухудшению российско-американских отношений. Двухчасовые телефонные переговоры президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа, прошедшие вечером 16 октября, завершились договоренностью провести новую встречу лидеров двух стран в Будапеште, столице Венгрии. Однако ясности в интригу вокруг ракет «Томагавк» они не добавили. По итогам беседы Трамп сделал ряд противоречивых заявлений. Сначала он сообщил, что обсуждал с Путиным возможность передачи Украине «Томагавков», но вскоре подчеркнул, что «США не могут истощать собственные запасы». Такая двойственная позиция говорит в пользу версии о том, что шумиха вокруг ракет была скорее частью дипломатической игры по оказанию давления на Москву.
Независимо от того, решится ли эксцентричный Трамп на реальные поставки «Томагавков» украинским неонацистам, внесение подобного вопроса в повестку дня российско-американских отношений чревато серьезными последствиями.
В отношениях Москвы и Вашингтона может повториться история, аналогичная событиям условного мюнхенского периода, берущего отсчет со знаменитого выступления Президента РФ Владимира Путина на конференции по безопасности в Мюнхене в феврале 2007 года.
Напомним, что тогда Путин прямо призвал Запад прекратить продвижение НАТО на Восток и отказаться от диктата в международных делах. Однако вместо диалога с Москвой западные страны с еще большим рвением продолжили проводить антироссийскую политику на постсоветском пространстве, подталкивая Грузию и Украину к вступлению в Североатлантический альянс.
В ответ России пришлось перейти от публичной дипломатии к более «вежливым» формам воздействия. Результатом стал разгром проамериканского марионеточного режима в Грузии, предпринявшего попытку силового захвата Южной Осетии в августе 2008 года. Второй урок Запад получил в 2014 году, когда с его подачи был организован неонацистский переворот в Киеве. Дальнейшие попытки вовлечения Украины в НАТО повлекли за собой масштабную реакцию в форме специальной военной операции.
За последние месяцы руководство Российской Федерации на различных международных площадках, включая переговоры Владимира Путина и Дональда Трампа озвучило набор ключевых тезисов, характеризующих российские подходы к формированию многополярного миропорядка. Была четко сформулирована взвешенная позиция РФ по украинскому урегулированию. В наиболее развёрнутом концептуальном виде взгляд России на происходящее был представлен Владимиром Путиным в ходе ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», прошедшего в начале месяца в Сочи.
Валдайские тезисы Путина по факту были логическим продолжением его речи в Мюнхене в 2007 году, став манифестом новой эпохи международных отношений, где Россия заявляет о себе как о суверенном и самостоятельном центре силы, способном на равных участвовать в формировании глобальной повестки.
МНОГОПОЛЯРНОСТЬ КАК ОТВЕТ ИСТОРИИ
Однополярный мир, основанный на гегемонии Запада, окончательно ушёл в прошлое. Попытка единолично управлять миром провалилась. Сама история ответила на это формированием новых центров силы. Пространство многополярности, которое наступило на смену гегемонии Запада, динамично и демократично, оно даёт шанс многим государствам, ранее считавшихся «периферией», стать полноценными участниками мировой политики. Россия в данной ситуации видит себя как страну, способную сбалансировать интересы Востока и Запада, Севера и Юга. Объективно сегодня ни один глобальной вопрос в мире не может быть решен без ее участия.
С трибуны форума Путин вновь обратил внимание на глубокий внутренний кризис западных обществ. Он обвинил политические элиты Европы в стремлении удержать власть любой ценой, даже ценой обмана собственных граждан и нагнетания внешнеполитической истерии. Особое внимание российский лидер уделил опасной тенденции – возрождению реваншистских интонаций в Германии и Японии. К примеру, в Берлине уже открыто говорят о намерении вернуть себе роль главной военной силы Европы, наращивая военные расходы под соусом борьбы с «российской угрозой». Путин охарактеризовал это как «опасную философию». Достаточно подробно российский лидер остановился и на попытках западных стран продолжить экспансию в различных регионах мира, включая Центральную и Юго-Восточную Азию.
ЕВРАЗИЯ КАК ЦЕНТР СИЛЫ
Серьёзный акцент Путин сделал на формировании новой архитектуры безопасности и развития в Евразии. Россия видит в этом направлении не просто альтернативу Западу, а основу для стабильного многополярного мира.
Президент России напомнил о выдвинутой им ранее концепции Большого Евразийского партнёрства, объединяющего такие площадки, как ШОС, ЕАЭС и др. На основе этих структур Москва предлагает выстроить систему евразийской безопасности, где не будет места диктату. «Евразийское трио» в лице России, Китая и Индии, согласно видению Путина, становится ключевым элементом новой геополитической реальности. Совместное участие этих держав в БРИКС и ШОС открывает путь к более справедливому мироустройству, где решения принимаются не в Вашингтоне или Брюсселе, а на основе равноправного диалога.
УКРАИНА – ОТКАЗ ОТ ИЛЛЮЗИЙ
Ожидаемо главной темой выступления российского лидера стала ситуация вокруг Украины. Путин напомнил, что Россия признаёт лишь тот статус украинского государства, который был зафиксирован в Декларации о независимости 1990 года – нейтральный, внеблоковый и неядерный. Именно такой Украину признавала Москва, и именно к этому статусу, по его мнению, необходимо вернуться. Он подчеркнул, что Россия не стремится к территориальным приобретениям. Речь идёт исключительно о защите безопасности страны и русскоязычных жителей, которых киевский режим «объявил нелюдями». Путин вновь подтвердил, что переговоры возможны, но только при условии признания реалий на земле и отказа Киева от вступления в НАТО.
Судя по всему, в ответ на приглашение к равноправному цивилизованному диалогу западники, как в 2007 году, предпочли в очередной раз взвинтить ставки, вбросив в публичное пространство тему «Томагавков» и полагая, что путем шантажа им удастся склонить Москву к уступкам на своих условиях. Впрочем, как показала история, ответ России на попытки силового давления всегда бывает логичным и последовательным – как в 2008-м, 2014-м и 2022-м годах.
Юрий ВАЗАГОВ






















