Политики меняются, но политика остается прежней

После некоторого затишья на грузино-югоосетинской границе в последнее время грузинские власти начали новую эскалацию напряженности. Радужные картины, нарисованные правительством «Грузинской мечты» в ракурсе грузино-осетинских отношений, начали уступать место националистической реальности. В отношении тех провокаций, которые организуются МВД Грузии во главе с Ираклием Гарибашвили, кстати, ставленником Бидзины Иванишвили, на границе Южной Осетии, большинство грузинских политиков выступили единым фронтом независимо от партийной принадлежности, что еще раз подтверждает неизменность курса грузинской элиты в отношении Южной Осетии и Абхазии.

Действия грузинских властей, инспирировавших «народное» недовольство немногочисленной кучки людей, вызвали закономерные опасения как в Цхинвале, так и в Москве.

Как отметили в МИД РФ, провокации Грузии по поводу Южной Осетии чреваты серьезными последствиями. «Грузинская сторона продолжает безответственное нагнетание напряженности в приграничных районах. Российская сторона полностью разделяет оценки и озабоченности на этот счет, которые накануне были высказаны МИД Южной Осетии и рядом югоосетинских руководителей», – говорится в сообщении МИД РФ.

Российские дипломаты указали, что опасные затеи грузинских властей могут иметь пагубные последствия для безопасности и стабильности в регионе, вся ответственность за это ляжет на организаторов акции.

Югоосетинские дипломаты также подчеркнули, что подобные акции чреваты серьезными последствиями для стабильности в регионе.

Опасения, звучащие из двух столиц, обусловлены отнюдь не пропагандистскими мотивами. Методы, к которым вновь начала прибегать Грузия, напоминают процессы, развернувшиеся в зоне грузино-осетинского конфликта с начала 2004 года. Разумеется, никакая аналогия не является абсолютной, но применяемые технологии уж больно похожи – такая же организация изъявлений «народного» недовольства против российских и югоосетинских миротворцев, заблаговременные появления на месте готовящихся провокаций массовых десантов грузинских журналистов и т.д. Нетрудно предположить, что и преследуемые на этот раз цели далеко не мирные. Аналогия прослеживается и в действиях международных структур в регионе. Точно так же, как и офицеры мониторинга ОБСЕ в свое время, наблюдатели ЕС, призванные обеспечивать «безопасность» Южной Осетии со стороны Грузии, проявляют пассивность в выполнении своих функций по недопущению провокаций на границе.

Параллельно грузинские власти при поддержке западных стран начали информационное сопровождение своих действий. В этом направлении вновь отличился Михаил Саакашвили, выступивший с откровенно оскорбительными русофобскими заявлениями на трибуне ООН. Учитывая комплименты со стороны Обамы, прозвучавшие в адрес без пяти минут безработного Саакашвили, нетрудно догадаться, что его очередные выпады были согласованы с Вашингтоном, который крайне раздражен тем, что из-за действий Москвы его планы в отношении Сирии как минимум серьезно заторможены, если не сорваны вообще. Благодаря своей жесткой позиции в сирийском вопросе и своевременной инициативе касательно химоружия, внешнеполитические позиции РФ в ближневосточном регионе неплохо укрепились, не говоря уже о том, что общественность большинства стран с одобрением отнеслись к российским инициативам, позволившим избежать войны. Выпады Саакашвили в этой связи могут быть расценены как мелкая месть Белого дома, а провокации на югоосетинской границе как попытка устроить в отместку новый очаг напряженности близ российских границ в преддверии Олимпиады.

Марш-броски кучки грузинских журналистов и нанятых глехов в данном случае лишь привычно создаваемый антураж.

Интересно также другое – заявления Саакашвили были поддержаны даже его противниками из «Грузинской мечты», одобрившими его тезисы. Это может означать то, что в «Грузинской мечте» расстаются с иллюзиями насчет возможного торга с Россией. Поначалу многим грузинским политикам, собравшимся вокруг Иванишвили, казалось, что стоит только поманить Россию бутылками грузинского вина и «Боржоми» и туманно пообещать улучшения грузино-российских отношений, как в Москве радостно преподнесут им на блюдечке с голубой каемочкой Абхазию на пару с Южной Осетией.

Свое разочарование в ходе встречи с американскими дипломатами недавно выражал и главный идеолог грузинского шовинизма Илия II, который дипломатическую любезность российских политиков воспринял как готовность к сдаче позиций.

Но оказалось, что нынешние российские лидеры, в отличие от генсеков и Романовых, более трезво смотрят на происходящие процессы и не намерены менять национальные интересы на геополитические химеры, рисуемые очередными популистами из Тбилиси.

Ну, а Южной Осетии следует довести до конца работу по укреплению государственной границы, обращая особое внимание на Ленингорский район, игнорируя театральные постановки, организуемые преемником Мерабишвили.

А. ТЕДЕЕВ