Состоялись слушания по проблемам преподавания осетинского языка

28 марта в Парламенте РЮО состоялись слушания на тему: «Проблема преподавания осетинского языка как государственного». В мероприятии приняли участие депутаты Парламента, сотрудники ЮОНИИ и ЮОГУ, работники Министерства образования, представители общественности и СМИ. Слушаниям предшествовала работа парламентариев, которые посетили уроки осетинского языка в школах и сделали выводы о качестве преподавания.

Вела слушания председатель парламентского Комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Мира Цховребова. Она же выступила с основным докладом. Было отмечено, что из всех учреждений государственная школа – самый живой, самый чувствительный институт, органика которого чутко реагирует и отзывается на все общественные перемены. От кризисов до возрождений, от спадов, от духовной деградации и дегенерации до новых подъемов – школа реагирует на все.

В этом смысле понятны трудности школы, перед которыми она оказалась на протяжении 20 с лишним лет после того как традиция была в одночасье прервана, а формирование новой происходило в условиях элементарного выживания. Уникальность задач и целей школы налагают особую ответственность на учителя. Новые времена выдвинули новый тип учителя – пассионарного реформатора, учителя как просветителя и общественного деятеля, осознающего неразрывность и взаимообусловленность общественных процессов и своих профессиональных задач, открытого вызовам времени.

По Конституции РЮО осетинский язык является государственным языком, поэтому его преподаванию отводится особая роль. Здесь необходимы новые подходы, отличные от преподавания других школьных предметов. Кроме того, требуется особое отношение к изучению языка со стороны государства. В целом рабочая группа констатировала повышение общего уровня преподавания осетинского языка и, как следствие, – повышение интереса учащихся и качества знаний.

Вместе с тем, выявились проблемы. Докладчик остановилась на пяти из них. Особенностью языкового пространства Южной Осетии является билингвизм, смешение осетинского и русского языков, образование языкового конгломерата – монстра и, как результат, – утрата чистоты речи на обоих языках. Недопустимо присутствие билингвизма в речи учителей.

Вторая проблема касается орфоэпии – языковых норм и стандартов. По всей Южной Осетии бытуют разные говоры. Поэтому, чтобы не потерять язык, необходима некая объединяющая составляющая – литературный язык. Здесь необходима активность всех сторон, общественности обеих Осетий.

Далее речь шла о создании осетинской школы или, как вариант – полилингвальной школы, реформирование учебников по осетинской литературе (с упором на поэзию и нартовский эпос), разработке учебно-методической литературы.

Содокладчиками по теме слушаний выступили члены рабочей группы, депутаты Парламента Мелитон Казиты и Руслан Джиоев. Они также отметили, что качество преподавания осетинского языка в школах республики в целом повысилось. Необходимо внимательнее относиться к звучанию осетинской речи в СМИ, книгах.

Выступивший на слушаниях председатель Парламента Станислав Кочиев отметил, что вопрос преподавания осетинского языка касается всех и решать его следует совместно. Следует опасаться бюрократизации процесса, превращения благих начинаний в фикцию. Программе необходима финансовая поддержка, и со стороны Парламента будут предприняты все меры для ее проведения.

На слушаниях выступили консультант Парламента Ирина Кудзиева, ученый секретарь ЮОНИИ Зоя Битарти, проректор ЮОГУ Джульетта Остаева, преподаватель осетинского языка Фатима Габараева.

По результатам слушаний были выработаны рекомендации, которые будут направлены в Правительство, другие профильные структуры.

Информационно-аналитический центр Парламента РЮО