Инвестпрограмма: годовой план выполняется

В Южной Осетии близится к концу реализация первого этапа Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию РЮО на 2023–2025 гг. Она включает в себя строительство жилья, дорог, соцобъектов, другие мероприятия.
В интервью нашей газете министр строительства, архитектуры и ЖКХ Константин ЕЛДЗАРОВ подвел предварительные итоги выполнения Инвестпрограммы и рассказал о дальнейших планах.

– Константин Иналович, как проходит реализация Инвестпрограммы, удастся ли в сроки выполнить запланированный на текущий год объем работ?

– Первый этап трехлетней Инвестпрограммы предусматривает реализацию 17 мероприятий, которые включают в себя 46 объектов. Из них в этом году должны сдать 19 объектов, остальные – переходящие на 2024 г.
На сегодня физические объемы выполненных работ составляют примерно 90%. Сдан в эксплуатацию третий 75-квартирный дом по ул. Осетинская. Практически завершено благоустройство восьми из девяти столичных улиц. До конца года планируем закончить большую часть второго этапа мероприятия по установке в Цхинвале приборов учета расходования электроэнергии и завершить еще два мероприятия – разработку проектной документации на объекты капитального строительства Инвестпрограммы и приобретение информационно-технических средств для Таможенного комитета.
В Инвестпрограмму на этот год были внесены несколько корректив. Добавился новый объект – газификация строящегося лагеря в с. Мзиугом протяженностью 7 км. Кроме того, недавно приступили к строительству мостового перехода в с. Корнис. Работы предполагалось начать в 2025 году, но ввиду аварийного состояния старого моста, пострадавшего от паводков, принято решение незамедлительно приступить к выполнению мероприятия. Строительство моста в с. Корнис завершится в 2024 г. Также раньше запланированных сроков начали строительство водовода Цхинвал-Хетагурово. Магистральный трубопровод уже проложили. Весной останется установка насосных станций. После этого водовод начнет функционировать.

По плану идут работы на других переходящих объектах – здание дошкольного учреждения по ул. Братьев Губаевых, многоквартирный дом в п. Знаур, городской мост по ул. 13 Ккоммунаров и автодорога Ерцо – Синагур. По последнему заказчиком выступает Комитет по строительству и эксплуатации автомобильных дорог.
Есть предпосылки, что почти весь запланированный на текущий год объем работ будет выполнен, но, возможно, на одном-двух объектах останется небольшое неосвоение плана. В частности, это касается строящегося моста на ул. 13 Коммунаров в Цхинвале. Процесс немного замедлился из-за поднявшегося уровня воды в реке Лиахве в результате дождей, но в целом особых проблем нет.

Мост

– Строительство городского моста стоит особняком в действующей Инвестпрограмме. В ходе работ все время возникают какие-то проблемы. То на скальный грунт наткнулись, оборудование выходило из строя, теперь уровень воды в реке поднялся… Есть уверенность, что строительство объекта завершится в утверждённые сроки – в 2024 году?

– Скальный грунт – не минус. Это даже хорошо, у моста будет прочное основание. К сожалению, геологи почему-то не выявили скалу во время исследования дна реки. Если бы мы изначально знали, что она обнаружится на глубине девяти метров, то сразу бы организовали доставку соответствующей буровой установки и быстрее закончили устройство свай.
Мы в первый раз занимаемся этим видом работ, поэтому привлекли организации из России, поскольку в республике нет соответствующей техники. Сначала заключили договор с фирмой, имеющей технику средней мощности, но она рассчитана на грунты до 6-ой категории и не смогла пробурить отверстия в скальном грунте. Потребовалось пригласить вторую организацию и доставить из России специальное тяжелое оборудование, способное проходить через породы до 10-ой категории. Благодаря ей устройство свай под опоры было завершено месяц назад. Трехмесячное отставание от графика сократили до двух недель. Конечно, имеют место и новые форс-мажорные обстоятельства, которые тоже вносят свои коррективы в сроки исполнения работ, но на сегодня у нас есть все, чтобы завершить строительство моста в сроки. Это будет прочная железобетонная конструкция, облицованная натуральным камнем в национальном аланском стиле.
Предстоит еще один непростой этап – каменная облицовка. Эксклюзивную работу выполнит североосетинская бригада специалистов, которая сейчас занимается оформлением входа в противолавинную галерею в с. Рук, там сконструирована арка в виде двух башен. Таких специалистов трудно найти на всем Северном Кавказе. Будем надеяться, что никаких новых проблем не возникнет и этот этап будет выполнен в соответствии с планом работ.

– Определён ли окончательный проект внешнего облика моста, или он останется таким, который был опубликован в соцсетях?

– Проект внешнего облика будет соответствовать представленным нами эскизам, но уже в процессе работы возможно рассмотрение каких-либо рациональных предложений, не имеющих кардинальных изменений. Габариты моста будут соответствовать первоначальному проекту. Ширина составит 11 метров с тротуарами вместо 7,40 м старого перехода. Проезжая часть составит почти 8 метров вместо 4,50 м старого проезда. Дорогу расширим за счет смещения на два метра ограды Комитета по молодежной политике и городского парка.
В рамках мероприятия запланировали благоустройство прилегающей к мосту набережной. Она будет как продолжение парка с зеленой зоной, тротуаром и скамейками.

Удорожание материалов и пошлина

– Резкое подорожание стройматериалов наверняка создает проблемы в реализации Инвестпрограммы. Как выходите из ситуации?

– Мы успели в первой половине года еще до начала финансирования выполнить основную часть работ по замене инженерных коммуникаций и раньше времени приступили к благоустройству улиц. Это позволило менее болезненно пройти этап удорожания стройматериалов. К примеру, стоимость цемента выросла почти в два раза, полиэтиленовых труб – более чем в полтора раза. Более того, есть большие проблемы с доставкой стройматериалов в республику. Нужно заключать договора с заводами-производителями и потом ждать своей очереди, хотя такая же ситуация наблюдается и в Северной Осетии.
Большие трудности испытывали летом в связи с возникшим в России дефицитом дизельного топлива. Дополнительные проблемы создало и осеннее введение в действие постановления правительства РФ о 7-процентной таможенной пошлине на товары, вывозимые из России. Это коснулось и стройматериалов, и оборудования для объектов Инвестпрограммы. На недавно прошедшей в Цхинвале Межправительственной комиссии российская сторона пообещала проработать вопрос исключения из этого постановления Южной Осетии.
Все непредвиденные проблемы в совокупности на месяц оттянули процесс реализации мероприятий Инвестпрограммы.

Планы на будущий год

– Какие новые мероприятия запланированы на следующий год? Подготовлена ли по ним проектная документация?

– В следующем году предстоит благоустройство девяти улиц в Цхинвале (Ленингорская, Сагкаева, Корнисская, Т. Сиукаева, 26 Бакинских Комиссаров, 5-й ​ и 6-й переулки ул. 8-го Июня, Джаттиева и пер. Джаттиева)
Предполагается третий этап установки приборов учета электроэнергии. Начнется строительство четвертого 75-квартирного дома по ул. Осетинская, 207 – рядом с уже возведенными и сданными пятиэтажками. Введем в эксплуатацию детский лагерь в Дзауском районе. Из-за того, что туда подводят газ, требуются дополнительные работы по переводу объекта на газовое отопление.
Строительство детсада в микрорайоне ЦАРЗ планировалось закончить в 2025 году, но решили передвинуть сроки и ввести объект в строй уже в конце 2024 г. Двухэтажное здание сейчас подводится под кровлю.
На первую половину следующего года намечена сдача в эксплуатацию 18-квартирного дома в п. Знаур. Также в следующем году приступим к реконструкции аварийного корпуса Цхинвальской средней школы №2.
В связи с внесенными коррективами строительство домов по ул. Исака Харебова на месте аварийных трехэтажных корпусов решено перенести на 2026 год.
В 2024 году также планируется ремонт Едисского водовода. На сегодня это приоритетная задача. В текущем году дважды происходили аварии, которые стали наглядным подтверждением того, что водовод требует основательного ремонта. В рамках мероприятия намечается ремонт водозаборных сооружений и линейных участков водовода. Работы предполагается завершить в течение трех лет. Реализация проекта позволит увеличить объемы поступающей в г. Цхинвал питьевой воды.
На все запланированные в следующем году мероприятия, как и на мероприятия 2025 года, уже готова проектно-сметная документация и на 95% объектов даже получены положительные заключения экспертизы.

А. БАГАЕВ