Обрести союзничество с Россией – великое дело наших предков

В Югоосетинском научно-исследовательском институте прошла конференция по политологии и истории, приуроченная к 250-летию присоединения Осетии к России.
Ученые рассказали об исторических аспектах российско-югоосетинских отношений, а также коснулись современных этапов развития двусторонних связей.
Мероприятие началось с награждения представителей научного сообщества медалями «В ознаменование 15-летия Победы в Отечественной войне».

БЕЗ ФАЛЬСИФИКАЦИИ

Доктор исторических наук Валерий Дзидзоев выступил с докладом «Некоторые проблемы и уточнения в вопросе русско-осетинских отношений XVIII века».

По его словам, некоторые исследователи часто фальсифицируют историю русско-осетинских отношений, пребывание осетинских обществ в составе Российской империи, а потом и в составе советского государства.

«Я бы очень хотел, чтобы в конце концов историю Осетии написали. Сейчас на дворе 2024 год. У нас до сих пор нет книги по истории осетинского народа. История Осетии и история осетинского народа – это разные понятия.

Что касается истории Осетии, она есть, но с определенными изъянами. И в то же время мы знаем, что на эти неисследованные проблемы или слабо исследованные проблемы не только русско-осетинских отношений, но и других вопросов, почему-то не обращают внимание», – отметил историк.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ

Кандидат философских наук Константин Дзугаев представил доклад на тему: «Ирредентистская сущность югоосетинского национально-освободительного движения».

Ученый назвал тему конференции очень важной, так как посвящено знаменательной и важной дате – 250-летию присоединения Осетии к России.

Дзугаев отметил, что Зурабу Магкаеву (дипломат, общественный и государственный деятель Осетии XVIII века) и его соратникам приходилось работать в очень тяжелых условиях, но они сумели провести политическую работу так, что добились выдающегося исторического результата.

«Давление на них было сильное и со стороны грузинских владетелей, и со стороны кабардинских князей. И то, что Осетии удалось обрести союзничество с Россией – великое дело наших предков», – подчеркнул он.

В докладе Дзугаев подробно остановился на событиях в Южной Осетии середины 19 века. Напомнил, что в сборниках историка Людвига Чибирова «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах» эти события подробно описаны.

По его словам, российская революция 1917 года создала на Южном Кавказе новую политическую реальность. Образовалась Грузинская демократическая республика, которая немедленно приступила к территориальным завоеваниям. Для Южной Осетии это означало, что ее впервые пытаются отсечь от севера Осетии государственной границей грузинского государства.

«Южная Осетия после определенных политических маневров отказалась участвовать в грузинском государственном проекте, продекларировав неуклонную волю к единению с Северной Осетией, т.е. к продолжению пребывания в составе России, теперь уже социалистической и федеративной. Грузинским ответом был геноцид южных осетин 1920 года. Таким образом, период 1917-1921 гг. следует признать первой попыткой воссоединения с Северной Осетией в составе России, тогда уже социалистической. Она окончилась неудачей, так как после советизации Грузии Южная Осетия была насильственно введена в состав Грузии в качестве автономной области.

Пребывание в составе Грузии оказалось для южных осетин таким, что в 1925 году последовала вторая в XX веке попытка воссоединения с Северной Осетией. Она содержательно рассматривалась в Москве. Иосиф Сталин обдумывал решение и советовался с кавказскими товарищами. Но в итоге интригами Микояна и Орджоникидзе положение Южной Осетии осталась неизменным. Давление грузинских властей на Юго-Осетинскую автономию непрерывно возрастало в советский период. У покойного нашего друга и коллеги Константина Пухаева были очень содержательные публикации на эту тему, и он это называл термином «мягкий геноцид», – подчеркнул ученый.

В 1936 году, воспользовавшись принятием новой Конституции СССР, руководство Южной Осетии решилось еще на одну попытку воссоединения с Северной Осетией. Грузинским ответом в то время было истребление носителей осетинской национальной активности в 1937 году.

«Репрессии проводились под личным контролем Берия. Их следует признать одним из самых кровавых проявлений геноцидной политики грузинского государства в отношении южных осетин, и осетин, проживающих в Грузии.

Четвертую попытку воссоединения предприняли в середине XX века члены патриотической группы «Рæстдзинад» во главе с Владимиром Ванеевым.

Эти факты доказывают, что именно императив ирредентизма является стержнем и движущей силой югоосетинской этнополитической активности. Это обстоятель-ство всячески замалчивалось советской историографией. Но в настоящее время у нас есть возможность беспрепятственных публикаций и исследований по данной проблематике.

По словам Дзугаева, в Южной Осетии по этому вопросу имели одинаковую позицию, например, такие политические противники, как Людвиг Чибиров и Резо Хугаев. «Чибиров высказался вполне однозначно: «Давайте будем реалистами, я всё же считаю, что в объединённой Осетии у нас будет больше гарантий прочного и предсказуемого политического будущего». Позиция же Хугаева ясно выражена в его книге «Право на правду», в аннотации к которой он пишет: «Красной нитью в материалах книги проходит заключение автора – активного участника всех событий о невозможности предотвратить исход национальной деградации без достижения политического объединения двух частей Осетии», – отметил докладчик.

С началом специальной военной операции на Украине общественно-политическая ситуация претерпевает глубокие, качественные изменения. Эти изменения, по мнению Дзугаева, обусловлены очередным историческим поражением западнически либеральной идеологии России и соответствующим процессом обретения Россией подлинного суверенитета. «Считаю, что в этом контексте нам надо глубоко, основательно переосмыслить наши сегодняшние положения и все же прийти к национальному консенсусу о том, что делать.

Я считаю, что только воссоединение в составе России является закрывающим решением для обеспечения нашей безопасности и приемлемого для нас будущего», – уточнил он.

На конференции с докладом «Южная Осетия сегодня и угрозы со стороны Грузии» выступил и кандидат политологических наук Сослан Плиев. Выступающие поднимали тему вхождения в Союзное государство и другие актуальные проблемы.

СОХРАНИТЬ СТАБИЛЬНОСТЬ

Министр иностранных дел РЮО Ахсар Джиоев отметил, что тема конференции очень важная, это отмечали и докладчики. По его словам, были затронуты проблемные моменты, но важно пока в рамках научного сообщества более детально подходить к исследованию вопроса. «Некоторая эмоциональность в выступлениях присутствовала, но, видимо, можно понять выступающих тоже. Мы искусственно создаём тему, которая в политическом поле не присутствует. Поэтому больше надо опираться на факты. Ясно, что мы народ южный, кавказский и эмоциональность в нашей крови, но здравый смысл и холодный расчет никто не отменял, тем более в научном сообществе», – сказал министр.

Что касается некоторых аспектов, которые были затронуты по внешней политике, то, как подчеркнул глава МИД, главное сегодня – сохранить стабильность. Представители югоосетинского научного сообщества не погружены объективно и детально в те процессы, которые происходят между Южной Осетией и нашим стратегическим партнёром Российской Федерацией.

«Поднималась тема охраны границ. Документ, регулирующий этот вопрос – Соглашение о совместных усилиях по охране государственной границы Южной Осетии. Здесь речь идёт о пограничных войсках России и Южной Осетии. Это совместный процесс и общая работа, которая проводится и будет проводиться.

Что касается военной безопасности, то опять же могу сослаться на договорённости с Россией: нападение на Южную Осетию считается нападением на Россию. Да, есть проблема беспилотников, и другие моменты. Но я вас уверяю, что руководство Южной Осетии и России абсолютно трезво оценивают существующие вызовы и угрозы в регионе. Договоренности охватывают практически все сферы нашего взаимодействия. Возможно, какие-то вопросы несовершенны и надо их доработать. Процесс идёт, и он не останавливается», – отметил Джиоев.

По его словам, надо больше сотрудничать с научным сообществом, чтобы лучше знать их точку зрения. Но пока научные работники по некоторым вопросом не придут к единому мнению, будут просто собираться и зачастую эмоционально озвучивать проблемы, отводя на второй план действительно дей-ственные механизмы их решения.

«Наше ведомство открыто для диалога. Научный институт аккумулирует очень разные направления. Когда мы говорим об одной проблеме, то она касается не только одной сферы, это проблема комплексная. Под каждое дело нужно финансово-экономическое обоснование, поэтому те проблемы, которые, скажем, Сослан Плиев озвучивал, под них надо подводить серьёзную финансово-экономи-ческую базу.

Что касается вхождения в Союзное государство, то мы не раз отмечали наше стремление быть ближе к России, ближе к Белоруссии. Да, пока нас Белоруссия не признает, но нам никто не запрещает сотрудничать в сфере культуры, спорта, туризма и др. Пока политику оставляем за скобками, но все, что возможно, мы делаем. Наш парламент с 2008 года является постоянным наблюдателем парламентского собрания союзного государства.

Планируем этот процесс тоже идентифицировать. Работа идет, другое дело – не можем говорить обо всем. Для нас главное сейчас – сохранить стабильность», – подчеркнул глава МИД.

А. СИУКАЕВА