О поиске без вести пропавших и европейском «правосудии»

«В Южной Осетии нет отдельного закона об уполномоченном по правам человека или об уполномоченном по правам ребенка, и это ограничивает нашу компетенцию, возможности и пути решения тех или иных способов защиты прав человека», – об этом заявил уполномоченный по правам человека при Президенте Инал Тасоев на пресс-конференции, приуроченной к Международному дню прав человека.
Омбудсмен рассказал журналистам, что институт уполномоченного по правам человека не только реагирует на обращения граждан, но и анализирует исковые заявления и жалобы, поданные в судебные органы, в прокуратуру и другие ведомства исполнительной власти. И это тоже говорит о том, что граждане РЮО знакомы со своими правами и хотят их защитить. На вопрос СМИ поступали ли жалобы от граждан, ограниченных в своих возможностях – из мест лишения свободы или из дома престарелых, Тасоев ответил, что жалобы из УИН бывают, однако они не касаются условий содержания. Как правило, задержанные не согласны с решением суда. Много заявлений к уполномоченному поступает от граждан, которые судятся с близкими родственниками, и в таких ситуациях сложно принимать какую-либо сторону, такие вопросы решает суд.
«Если механизмы по защите прав и свобод человека, которые существуют в Южной Осетии, будут действовать в той мере, в которой необходимы, то в республике проблем будет гораздо меньше», – подчеркнул он.

МУС И ЕСПЧ ПОЛНОСТЬЮ СЕБЯ ДИСКРЕДИТИРОВАЛИ
Инал Тасоев комментируя решение Международного уголовного суда (МУС) в рамках расследования событий августа 2008 г. о выдаче ордеров на арест экс-министра внутренних дел РЮО Михаила Миндзаева, бывшего начальника следственного изолятора МВД Гамлета Гучмазова и бывшего уполномоченного по правам человека при Президенте РЮО Давида Санакоева, занимавших свои должности в августе 2008 года, в период совершенной Грузией вооружённой агрессии против РЮО отметил, что «они ничего противозаконного не совершили. Мы поднимали вопрос на международных площадках, указывали на то, что это полная дискриминация и двойные стандарты. К сожалению, европейское правосудие настолько политизировано, что надеяться на справедливость нам не приходится. МУС на сегодня продолжает оставаться послушным инструментом в руках Запада», – подчеркнул он.
Предвзятость европейского правосудия можно наблюдать и на примере нескольких тысяч жалоб граждан РЮО, направленных в 2008 г. и в МУС, и в ЕСПЧ. После событий августа 2008 года более 3000 граждан Южной Осетии подали иски в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), в надежде на защиту своих прав. Жалобы разного характера, у одних погибли родные, другие потеряли годами нажитое имущество.
Более десяти лет эти дела не рассматривались, половину исков без рассмотрения вообще «выкинули» из ЕСПЧ. «В 2018 году приняли решения по шести искам наших граждан, даже не рассмотрев их по существу, – признали необоснованными. Через несколько месяцев последовали новые аналогичные решения», – сказал он.
Когда «защитники правосудия» удачно опробовали этот механизм, остальные заявления уже десятками и сотнями также были признаны безосновательными. И это жалобы, где подробно описывается, как жизнь мирных людей подвергалась смертельной угрозе, как обстреливались жилые кварталы, как на глазах людей уничтожалось их имущество, а они вынуждены были круглосуточно сидеть в холодных подвалах, не имея возможности накормить детей.
«Все иски сопровождались неопровержимыми доказательствами. Но по существу, они не рассматривались. МУС и ЕСПЧ полностью себя дискредитировали, демонстрируя политическую ангажированность, подтверждая свою предвзятость и избирательность при применении международного права», – уточнил омбудсмен.

ГРУЗИЯ САБОТИРУЕТ ВОПРОС
В Южной Осетии без вести пропало более 145 человек в ходе грузинской агрессии, из них восемь – во время войны в августе 2008 года. Смогли найти останки только двух граждан РЮО. Поиски ведутся в рамках Трёхстороннего координационного механизма по поиску лиц, пропавших без вести, куда входят Южная Осетия, Россия и Грузия, а председательствует Международный Комитет Красного Креста (МККК).
«Проблема обсуждается и в рамках координационного механизма и работы второй рабочей группы в Женеве по гуманитарным вопросам. Поиск без вести пропавших людей – один из тех гуманитарных вопросов, который мог бы дать ростки доверия между конфликтующими сторонами. Однако, уже который год вопрос без вести пропавших саботируется грузинской стороной», – подчеркнул уполномоченный.
Югоосетинская сторона совместно с МККК делает все возможное, чтобы найти граждан РЮО.
«Мы ищем информацию о захоронениях. Мы два года назад поставили анонимные ящики в приграничных районах, чтобы люди, которые, возможно, боятся поделиться информацией, могли сделать это анонимно. За эти два года поступали информационные вбросы, звонили и по горячей линии, но результата, к сожалению, пока нет», – сказал он.

О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С РОССИЙСКИМИ КОЛЛЕГАМИ
Инал Тасоев рассказал о плодотворном сотрудничестве с уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой.
«Есть обращения наших граждан к омбудсмену РФ, за последний год Москальковой было адресовано три заявления. Было проведено несколько семинаров и онлайн-конференций», – сказал он.
Детально Тасоев остановился на VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов». «Это была отличная площадка для налаживания взаимодействия и обмена опытом между омбудсменами разных стран. Нам удалось побеседовать с уполномоченными по правам человека из разных регионов РФ, с нашими друзьями из Венесуэлы, а также из стран Африки, Азии и Ближнего Востока», – отметил Инал Тасоев.

Мадина БЯЗРОВА