О чем говорили дипломаты на первой в этом году встрече МПРИ?

Вопросы незаконного пересечения государственной границы, контрабанда грузов и безопасность по обе стороны государственной границы Южной Осетии и Грузии стали темой обсуждения дипломатов на очередной встрече Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Об этом по завершении официальной части встречи рассказал журналистам глава югоосетинской делегации, заместитель полномочного представителя президента по вопросам постконфликтного урегу-лирования Егор Кочиев.

«Пионерский лагерь» в Уиста
В этом году это первая встреча МПРИ, и, как заметил Кочиев, югоосетинская сторона вновь поднимала актуальные вопросы, выразила обеспокоенность, связанную с приграничной ситуацией. По-прежнему, одним из основных вопросов, которые поднимает югоосетинская сторона в рамках диалога, остается вопрос снятия незаконного поста полиции Грузии, которая уже несколько лет находится в районе села Уиста (Цнелис).
«Грузинская сторона, как обычно, не идет на встречу, называя этот пост чуть ли не «пионерским лагерем», и люди, находящиеся там, не несут никакой угрозы. Однако мы знаем, что на этом посту находятся, как правило, 12-15 вооруженных полицейских, которые несут угрозу, поскольку они вооружены. Это полноценный взвод, который пугает население Уиста, и люди не могут безопасно и спокойно передвигаться по своему району», – считает глава юго-осетинской делегации.

Беспилотники и гуманитарные вопросы
Также участники МПРИ обсудили проблему беспилотных летательных аппаратов. Беспилотники летают в воздушном пространстве Южной Осетии, при этом грузинская сторона утверждает, что с их стороны не летают беспилотные аппараты.
«Стороны также обсудили нарушения границы. Нахождение рядом с госграницей вооруженных людей (как правило – это охотники) представляет угрозу – вооруженный человек – это вооруженный человек», – говорит он.
Стороны нашли понимание по некоторым гуманитарным вопросам. Например, оросительная вода подавалась в течение всего поливочного сезона.
«Благодаря достигнутой договоренности, оросительную воду получают жители села Цинагар, а также близлежащих населенных пунктов», – отметил Кочиев.

Конкретные инциденты
Югоосетинская сторона и на встрече МПРИ призвала участников вернуться к «конкретной» повестке дня. Как сказал Егор Кочиев, они не в первый раз предлагают обсудить ту повестку дня, на которой стороны ранее обсуждали более конкретные вопросы, касающиеся инцидентов.
«То есть, озвучивается конкретный вопрос. С таким предложением мы выступали и на предыдущих встречах, но не добились успеха, не нашили понимания, и повестка оставалась «размытой».
В нынешней повестке четыре темы, в рамках которых обсуждаем все что угодно. Скажу, что и предыдущая повестка тоже подразумевала любые вопросы, но мы еще рассматривали и конкретные случаи, и инциденты.
Однако на встрече удалось достигнуть согласия, что повестка может быть пересмотрена. Но произойдет ли это, – зависит от сомодераторов встречи – представителей Евросоюза и ОБСЕ. Надеюсь на положительное решение данного вопроса», – пояснил он.
«С начала пандемии коронавируса в повестку МПРИ включаются четыре темы: общая ситуация и безопасность; гуманитарная ситуация; использование «горячей линии» и любые другие вопросы. Мы, со своей стороны, всегда поднимаем интересующие нас вопросы, но иногда наши оппоненты затрудняются ответить на некоторые конкретные вопросы. И это не связано с тем, что стороны не готовы. Раньше мы заранее информировали друг друга, какие вопросы будут подниматься на встрече, и это позволяло конкретнее обсуждать проблему, поиск решений тоже был более предметным», – напомнил Кочиев.

Взаимодействие со СМИ
Глава югоосетинской делегации сообщил журналистам, что участники МПРИ не поднимали вопрос взаимодействия со средствами массовой информации, которых, по-прежнему, не допускают к общению с участниками МПРИ.
Раньше, после встречи, к нему подходил представитель миссии Евросоюза, который отвечает за взаимодействие со СМИ, и задавал вопрос, будет ли он общаться с представителями прессы.
«Как правило, они спрашивали о представителях грузинских СМИ. Второй раунд подряд этот вопрос не задается. Несмотря на то, что на одной из предыдущих встреч мы обсудили этот вопрос и договорились, что по окончании встречи журналисты будут иметь возможность и с той, и с другой стороны пообщаться с участниками. И на этот раз я общаюсь только с югоосетинскими журналистами. Не знаю, почему это происходит», – пояснил Кочиев.

«Горячая линия»
Егор Кочиев назвал «горячую линию» основным механизмом, существующим в формате МПРИ, позволяющим оперативно решать определенные проблемы и работающим в режиме 24 часа семь дней в неделю. Кроме того, добавил он, что в случае возникновения инцидента, югоосетинская, грузинская стороны и представители ЕС оперативно обмениваются информацией по «горячей линии», что позволяет решать много вопросов и проблем.
Следующая встреча в формате МПРИ предварительно намечена на 2 марта.
Алена ДЖИОТЫ