Молдова предлагает Приднестровью демилитаризацию и десепаратизацию

На фоне масштабных боевых действий на территории Украины непризнанное и граничащее с вою-ющей страной Приднестровье оказалось в новой – неприятной для непризнанных властей – реальности. Увеличились риски размораживания дремлющего конфликта на Днестре.

Кишинев ясно дал понять, что эта территория должна быть демилитаризована, что означает как вывод оттуда российских войск, так и разоружение местных хорошо вооруженных силовиков. В Кремле уже предупредили Молдавию, что ей следует быть более осторожной в своих действиях.
Назначенный 10 февраля премьер-министр Молдавии Дорин Речан заявил о необходимости демилитаризации непризнанной республики. «Российские войска надо вывести, а Приднестровье – демилитаризовать». Это заявление господин Речан сделал в парламенте, где 16 февраля утверждали обновленный состав молдавского правительства во главе с ним.
Позже в эфире телеканала «Молдова 1» Дорин Речан дал более подробный комментарий на приднестровскую тему. «Там (в Приднестровье) мы должны добиться фундаментальной вещи – демилитаризации. После этого следует все остальное, и очень важна экономическая и социальная интеграция наших граждан, которые там есть, но во главе угла стоит демилитаризация. Это зависит от нескольких вещей, но в какой-то момент это будет решено», – цитирует премьера портал «Нокта».
Отдельно Дорин Речан говорил об угрозах, исходящих из России, по мнению Кишинева. «В Молдове идет гибридная война. Москва пытается нарушить демократические процессы, европейский курс, и мы не можем прикрываться тем, что опасности нереальны, что мы не должны укреплять нашу способность защищать нашу страну. Мы объявили себя нейтральными, и это означает, что нас никто не трогает, но если кто-то попытается напасть, что нам делать: собирать чемоданы и бежать?», – задался вопросом премьер, который считает важной частью деятельности нового правительства укрепление безопасности республики.
Ранее президент Молдавии Майя Санду говорила о российском сценарии дестабилизации ситуации в стране, а до этого украинский лидер Владимир Зеленский заявил, что украинская разведка поделилась с молдавскими властями планами Москвы на этот счет. В России в ответ отвергли все тезисы о существовании подобных планов.
На заявления Кишинева о демилитаризации отреагировали не только в Москве, но и в Тирасполе.
Глава внешнеполитического ведомства непризнанного Приднестровья Виталий Игнатьев, являющийся политическим представителем на переговорах с молдавской стороной, выразил сожаление по поводу позиции, занятой новым премьер-министром Молдавии.
«Молдавская сторона практически три десятилетия заявляет о необходимости переформатирования миротворческой операции, заявляет о том, что российские войска должны быть выведены… Ситуация весьма тревожная, контекст тоже сложный», – сказал господин Игнатьев в интервью телеканалу «Россия 24». По его словам, единственный способ, «согласно которому можно думать о завершении миротворческой операции, – это достижение окончательного, справедливого, всеобъемлющего урегулирования приднестровского конфликта».
Контекст, описанный приднестровским чиновником, сложен не только в связи с боевыми действиями на Украине, из-за которых Киев, ранее уделявший мало внимания непризнанной республике, стал воспринимать Тирасполь как вполне реальную угрозу из-за дислокации там российских войск и закрыл приднестровский сегмент границы с Молдавией. Также ситуация осложняется тем, что в начале февраля молдавский парламент принял поправки к Уголовному кодексу страны, которые вводят как понятие «сепаратизм», так и ответственность за «сепаратистские действия, то есть действия, совершенные с целью отделить часть территории Республики Молдова».
Майя Санду подписала принятые поправки, после чего они были опубликованы в «Официальном мониторе». Но нововведения вступят в силу не сразу, а через месяц. Как только это произойдет, тюрьма будет угрожать, по сути, всему руководству Приднестровья, от его лидера Вадима Красносельского и упомянутого выше Виталия Игнатьева до депутатов Верховного Совета Приднестровья.
Тирасполь не исключает в этой связи отказа от посещения правого берега Днестра, чтобы не попасть в руки молдавских силовиков. Кишинев, в свою очередь, уверяет, что поводов для опасений нет. «Жителям левого берега Днестра в связи с принятием этого закона ничего не грозит, он не является препятствием для переговорного процесса», – отмечал на прошлой неделе молдавский вице-премьер по реинтеграции Олег Серебрян.
В любом случае, принятый закон уже создал новую реальность, в которой возможны различные варианты, в том числе и следующие. Во-первых, принятие закона ничего не меняет на практике, и никто из Тирасполя не преследуется за сепаратизм. Во-вторых, приднестровские чиновники живут в режиме осажденной крепости, не покидая территорию непризнанной республики, опасаясь быть пойманными и привлеченными к ответственности. При этом все переговоры с Кишиневом ведутся только в Приднестровье или вообще прекращаются, что в условиях неразрешенного конфликта увеличивает взрывоопасность ситуации на Днестре. Третье – задержание молдавскими силовиками некоторых приднестровцев и, как следствие, эскалация с непредсказуемыми последствиями.
Есть и четвертый, гипотетический сценарий, о котором время от времени говорят политики и эксперты в Приднестровье. Это то, что вооруженные силы Украины помогут Кишиневу установить контроль над Приднестровьем. В последнее время Кишинев заявляет о намерении «демилитаризовать» Приднестровскую Молдавскую республику, что может привести к прямому боестолкновению российских миротворческих сил с ВС Молдавии. В таком случае Молдова может стать полноценным участником конфликта на Украине.

Алан ДЖИОЕВ