Осенью 1962 года мир замер на пороге ядерной катастрофы. Карибский кризис, вызванный размещением советских ракет на Кубе в октябре, стал кульминацией холодной войны, напряженного политического, дипломатического и военного противостояния двух сверхдержав – Советского Союза и США.
На Кубе среди мужчин-военных под командованием легендарного генерала Иссы Плиева несла службу и наша соотечественница Тамара Галаванова.
О НАШЕЙ ГЕРОИНЕ
Тамара Галаванова родилась в с. Мзиу Дзауского района в многодетной семье. После начальной школы в родном селе и Хуыцевской восьмилетней школы среднее образование получила в Цхинвале. Два года она работала в сельпо секретаршей, научилась печатать на машинке. Тамара, мечтавшая стать врачом, уехала в Россию.
«Из всех городов России я выбрала Волгоград, тогда еще Сталинград. Я думала, что город, который носит имя вождя, будет особенным.
Я снимала комнату в квартире пожилых супругов. Они тепло ко мне относились, как к родной дочери», – вспоминает наша собеседница.
Галаванова изначально планировала поступать в Волгоградский медицинский институт, но узнала, что там большой конкурс. Хозяева квартиры уговорили Тамару подать документы на строительный факультет.
«Прожить на стипендию было непросто, можно сказать, что я познала все трудности студенческой жизни, а просить денег у родителей не хотела. Очень помог опыт работы машинисткой – часто просили печатать документы. После первого курса я перевелась на вечернее отделение, а по утрам подрабатывала. Я была молода, любознательна, открыта новым идеям и знаниям», – с улыбкой поделилась воспоминаниями Галаванова.
На третьем курсе Тамара решила одновременно пройти военные курсы радистов и успешно их окончила. Вскоре после этого ей пришла повестка из военкомата. Там она встретила своих однокурсниц. Бывших курсантов по одному приглашали в кабинет, где находились высокопоставленные офицеры, включая генералов.
«Увидев офицеров такого ранга, я растерялась. Они провели своего рода собеседование, задавали вопросы. Затем один из них предложил мне стать спецагентом, пообещав полное обеспечение: «У тебя будут и деньги, и положение в обществе. Есть только одно условие – беспрекословно подчиняться начальству» – в голове промелькнула мысль, если меня убьют, семья даже не узнает», – рассказала Тамара.
Однако контракт с Минобороны Галаванова подписала и прослужила в рядах советской армии два года. Ее направили на ракетный полигон «Капустин Яр» между Астраханской и Волгоградской областями. А в 1962 году, в разгар Карибского кризиса, Тамару направили на остров Куба в составе группы советских военнослужащих, где она прослужила шесть месяцев.
НА ГРАНИ ЯДЕРНОЙ ВОЙНЫ
Карибский кризис стал кульминацией в истории «холодной войны», которая началась в 1946 году, и мог стать поводом для развязывания третьей мировой войны. Однако президент США Джон Кеннеди и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев смогли вовремя договориться.
По окончании Второй мировой войны между США и СССР началась гонка вооружений. В 1959 году на Кубе к власти пришло революционное правительство Фиделя Кастро, которое объявило о социалистических преобразованиях. СССР активно поддержал реформы на Кубе и предложил сотрудничество с народом, заинтересованном в строительстве социализма. Таким образом СССР обрел верного союзника в западном полушарии, а Куба – финансовую и политическую поддержку одной из сильных держав мира. Факт сотрудничества Кубы и Советского Союза вызывал у США серьезные опасения.
В 1961 году американцами была создана военная база в Турции и на ней размещены ракеты с ядерными боеголовками в непосредственной близости от границ СССР. Хрущев понимал последствия такого ракетного удара по СССР. В ответ советское руководство решило разместить ядерные ракеты на Кубе. Их перемещение и установка проводились тайно в октябре 1962 года, поэтому для Америки это было неожиданностью. Так начался Карибский кризис, участниками которого стали США, СССР и Куба.
СЛУЖБА НА КУБЕ
Наша собеседница рассказала о своей поездке на Кубу в составе группы советских войск, где было еще несколько женщин. По прибытии она с радостью узнала, что советскими войсками на острове руководит осетин – легендарный генерал Исса Плиев, дважды Герой Великой Отечественной войны.
«Плиев командовал войсками, находящимися на острове, обеспечивая безопасность советского контингента и кубинских союзников. Генерал Плиев, известный своей требовательностью и заботой о подчиненных, пользовался беспрекословным авторитетом не только среди подчиненных, но и у местного населения», – констатировала наша собеседница.
На первом построении Исса Плиев остановился около Галавановой, окинул ее взглядом и обратился с неожиданным вопросом: «А тебя какой черт сюда занес?». Все с интересом наблюдали за ними. Тамара смутилась, но ничего не посмела ему сказать. Генерал прошел дальше.
«Потом я с удивлением спрашивала у командира, откуда Плиев узнал, что я из Осетии. Он засмеялся и сказал, что начальство обладает исчерпывающей информацией о каждом военнослужащем, вплоть до того, сколько человек в их семьях и кем они работают. Довольно часто я встречала и Фиделя Кастро, он периодически посещал нашу часть. Кастро все уважали, даже те, кто не поддерживал его политику», – отметила она.
Тамара помнит тревожные дни, когда мир был на грани ядерной войны. Жизнь на Кубе в период кризиса была напряженная и неопределенная, это и регулярные сигналы тревоги, обрывки разговоров о ракетах и блокаде. Несмотря на суровую военную дисциплину и постоянную угрозу конфликта, Тамара стойко переносила тяготы службы. Ее внимательность и профессионализм снискали ей уважение коллег и признание начальства. Работая в штабе, где каждое сообщение могло иметь судьбоносное значение, она, будучи секретарем, обрабатывала корреспонденцию, включая секретную и передавала адресатам.
На территории Кубы на тот момент советские войска находились неофициально, на улицу выходили только в гражданской одежде.
Местные жители, пережившие революцию и годы политической и экономической нестабильности, жили в условиях крайней бедности.
Тамара все это время демонстрировала стойкость духа и оптимизм даже в самые трудные моменты службы. В отличие от нее, девушки-сослужив-цы через некоторое время не вышли на работу, потребовав вернуть их домой. Тамара пыталась образумить их, напоминая о добровольности их выбора, но тщетно. Об инциденте было доложено И. Плиеву.
«Он лично встретился с девушками, выслушал претензии и принял решение отправить их домой. Я заметила, что в этот момент Плиев посмотрел на меня с одобрительной улыбкой. В контексте и без того сложных российско-американских отношений, когда мир висел на волоске, ему не нужны были ситуации, которые могли негативно сказаться на репутации советских войск. На той же неделе всех женщин отправили в Советский Союз, я осталась единственной девушкой в части. Но не жаловалась, не сетовала, понимала, что это мой воинский долг, и выполняла его», – вспоминает наша героиня.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Генерал Плиев был удивлен, увидев Тамару Галаванову на строевом смотре. Он, как обычно, обходил ряды солдат, но подойдя к ней, остановился и на родном осетинском языке спросил: «Что ты здесь делаешь?». Тамара не растерялась и с улыбкой ответила: «Служу!». Генерал бросил сердитый взгляд на командира, и ничего больше не сказав, прошел дальше.
«На второй день я узнала, что генерал был в ярости. Он устроил командирам «полный разнос», уволил двух офицеров и распорядился отправить меня домой. Генерал был возмущен тем, что всех девушек отправили на родину, а меня, осетинку, оставили одну в части.
Пароход на Кубу ходил три раза в неделю. Меня в сопровождении двух солдат отправили ближайшим рейсом в нашу воинскую часть. Там я дослужила свой срок по контракту. А потом, несмотря на уговоры начальства и сослуживцев, решила уйти из армии», – рассказала Тамара.
После службы Галаванова поступила на работу в Волгоградский проектный институт. Она не была в Осетии и не видела родных более трех лет. Поэтому, когда взяла отпуск, приехала к родителям в село Мзиу. Родные стали уговаривать ее остаться в Южной Осетии.
Тамара вспоминает, что ее место в институте оставалось вакантным несколько месяцев. Руководство присылало письма с просьбой вернуться, но ее брат не позволил ей снова уехать в Волгоград.
Тамара Галаванова вышла замуж за Аслана Кокоева и воспитала двух дочерей: Яну и Гульнару.
Мадина БЯЗРОВА
























