Гонения церкви, или Политическая борьба

Ситуация в Армении не оставляет равнодушными  христиан по всему миру, поскольку они наблюдают за активным противостоянием Армянской апостольской церкви (ААЦ) и светской власти во главе с премьер-министром Николом Пашиняном. Южная Осетия, равно как и Армения, исповедует христианство уже более 1000 лет, поэтому вопросы церкви одинаково важны в обеих республиках.
Что касается армян, то ААЦ для них – больше, чем церковный институт: в разные эпохи церковь объединяла народ и помогала сохранить свою идентичность сквозь более чем тысячелетнюю историю. Особый трепет к церкви испытывают представители армянской диаспоры за границей, для которых церковь стала не только религиозным, но и этнокультурным пространством, связывающим их с исторической Родиной.
Отношения церкви и действующей власти во главе с Пашиняном обострились в 2020 году, когда католикос ААЦ Гарегин II выступил в поддержку оппозиции, обвинил премьера в сдаче Нагорного Карабаха и призвал его добровольно покинуть пост. Ответ Пашиняна был радикальным и агрессивным: армянский лидер заявил, что глава церкви разобщает народ Армении, а также публично нанёс Гарегину II оскорбление, обвинив того в нарушении монашеского обета безбрачия. С тех пор отношения между двумя столпами государственности – властью и церковью – были напряжённые.
В 2025 году произошла серьёзная эскалация, превратив личный конфликт в политический. Отправной точкой стало задержание в июне 2025 года известного бизнесмена Самвела Карапетяна, который активно поддерживал церковь. Далее последовали нападки правоохранителей на Арагацотнскую епархию, шесть священнослужителей которой были арестованы властями в октябре этого года по обвинению в призывах к протестам. Следующий удар пришелся на информационный ресурс ААЦ «Шогкат», который решением парламента от 24 октября 2025 года будет закрыт в ближайшее время.
Очередным скандальным событием стал отказ Степана Асатряна, лишенного сана иерея, покинуть церковь Ованаванк. Назначенного вместо него настоятелем храма Саркиса Саркисяна 26 октября 2025 года вызвали в следственный комитет, в то время как Асатрян продолжал проводить литургию. На службу лично приехал глава республики, а главный вход в Ованаванк оцепила полиция.
Премьер-министр Никол Пашинян отрицает свои нападки на церковь, вместе с тем призывая к лишению Гарегина II патриаршего престола. Действия Пашиняна направлены на устранение «последних очагов возможного сопротивления» его политике, считает руководитель аналитического центра «Восканапат» Грант Мелик-Шахназарян. Очевидно, что замена нынешнего оппозиционного руководства ААЦ на более лояльное будет выгодна Еревану.
«Риторика Пашиняна, его выпады в адрес нынешнего католикоса не нравятся даже тем армянам, которые скептически относятся к Гарегину II и согласны с этой критикой по существу», – считает богослов и критик современной ААЦ Владимир Петунц.
Таким образом, попытки поставить церковь под контроль власти приведут к еще большей её политизации, а нападки на священнослужителей снизят и без того невысокую популярность действующего премьера накануне парламентских выборов, запланированных на июнь следующего года.

Аслан ДЖИОЕВ