19 октября. В этот день в кругу историков и политиков, в осетинских семьях звучит имя, ставшее символом целой эпохи — Алан Резоевич Чочиев. В очередную годовщину его рождения мы вспоминаем не просто даты его биографии, а человека, чья воля и интеллект помогли народу Южной Осетии объединиться вокруг национальной идеи и обрести свое независимое государство.
Алан Чочиев был многогранной личностью: доктор исторических наук, преподаватель, тренер по вольной борьбе, воспитавший плеяду рекордсменов, и, наконец, политик, появившийся не по велению партии, а по зову времени.
В конце 80-х, когда советские рубежи дали трещину и над Юж-ной Осетией нависла угроза исчезновения, тогда именно Алан Резоевич стал объединяющей силой, вокруг которого консолидировался народ.
Основав и возглавив организацию патриотов – «Адамон Ныхас», он превратил его в мощное общественное движение. Это был не протест против чего-то или кого-то, это было всенародное пробуждение, национальное самоосознание.
На митингах Алан Чочиев говорил не сложными политическими терминами, а простыми и ясными словами о фундаментальных вещах: о праве думать и говорить на родном языке, о собственной истории, о свободе и независимости. Его знаменитая фраза: «Сегодня осетинский народ поднялся с колен» — стала не просто лозунгом, а точкой отсчета новой эпохи. Ему верили, за ним шли, потому что чувствовали в его словах правду, которой так не хватало многие годы застоя.
«Алан сумел увидеть тот путь, который был единственно правильным», — сказал о нем кто-то из соратников. Политолог Вячеслав Гобозов тоже отметил его ключевую роль в консолидации нации:
«Я считаю, что у Алана Чочиева безусловно огромное количество заслуг перед Осетией, но главная заслуга «Адамон Ныхас», которым он руководил, состоит в том, что в самый трудный исторический период они сумели консолидировать народ. Благодаря этой консолидации этот исторический период осетины прошли с честью, с наименьшими потерями… Я думаю, что именно благодаря Чочиеву и «Адамон Ныхасу» у нас не повторилась трагедия 1920 года».
В хаосе распадающейся империи и нарастающей грузинской агрессии он не поддался панике и не пошел на сомнительные компромиссы, которые звучали довольно часто. Его стратегия была основана на безупречном историческом и правовом обосновании независимости Республики Юж-ная Осетия.
Отдельной строкой хочется прописать, что именно он вернул, вернее, возродил древний бело-красно-желтый стяг, сделав его не просто флагом, а государственным символом, символом возрождения духа нации, под которым защитники шли (идут и сегодня в ходе СВО) в бой и под которым их провожают в последний путь…
Судьба Алана Чочиева была особенной, по-своему трагичной: преследования, уголовные дела, тюрьма… Власть видела в нем угрозу. Но даже в застенках его дух не был сломлен. Сохранились удивительные истории о том, как в цхинвальской тюрьме он смог достучаться до сердец «закоренелых» заключенных, которые, слушая его рассказы об истории Осетии, начинали видеть мир иначе. Он обладал удивительным даром не просто рассказчика или оратора, он становился учителем везде, где находился.
Последние годы жизни ему пришлось провести вдали от Родины, в Германии. Но и там его мысли были с Осетией. Он умер в 2022-м, не дожив двух месяцев до своего 76-летия. Но он успел главное – увидел Республику Южная Осетия, за которую боролся свободной и независимой.
Спустя год после ухода Алана Чочиева Президент Алан Гаглоев вручил его сыну высшую государственную награду — орден «Уацамон-гæ». Это был акт исторической справедливости, попытка вернуть долг человеку, которого при жизни не всегда понимали и признавали.
Сегодня, вспоминая Алана Чочиева, мы думаем не только о прошлом. Мы задаемся вопросом: а знает ли нынешняя молодежь об идеологии того национально-освободительного движения? Знает ли о тех, кто заложил фундамент их государства? История, как писали о нем, «не забывает своих героев. Она пишется навечно».
В день его рождения хочется не скорбеть, а, как и мечтала его внучка, верить, что «Осетия станет страной, где любящие ее, способные и талантливые люди будут чувствовать себя дома». Таким человеком, для которого Осетия была домом-родиной в самом высоком смысле этого слова, и был Алан Чочиев.
Рухсаг у, Алан Резоевич! Твоё имя, как и завещано, будет жить в веках на земле Осетии.
Алан Чочиев, в своем интервью газете «Южная Осетия» разъяснил правовые основания независимости Южной Осетии.
Тезисы Алана Чочиева:
* Референдум 1991 года – Южная Осетия законно участвовала во всесоюзном референдуме о сохранении СССР, тогда как Грузия бойкотировала его. Это дает юридическое право на нахождение в составе России как правопреемницы СССР.
* Отсутствие сепаратизма – «Мы не сепаратисты, мы соблюдали законы СССР. Грузия нарушила их, отказавшись от референдума».
* Ошибки руководства – После 1992 года власти не закрепили документально правовые позиции, что помешало международному признанию.
* Прогноз на 2008 год – Чочиев предсказывал, что при правильной политике Южная Осетия могла стать членом ООН к 2007-2008 годам. (В действительности независимость РЮО была признана РФ и рядом других стран).
Ключевые мысли:
* Наша борьба была не межнациональным конфликтом, а противостоянием фашизму. Мы действовали в правовом поле, и это нужно было должным образом документировать.
* Историческая справедливость может быть достигнута только через правовое оформление позиции республики на международной арене.
Залина ЦХОВРЕБОВА






















