/Парламентские выборы: тест пройден

Парламентские выборы: тест пройден

В ближайшее время новый созыв парламента приступит к работе

В минувшее воскресенье завершились выборы в парламент Южной Осетии. Международные наблюдатели из России, государств ближнего и дальнего зарубежья дали высокую оценку выборам, отметив как организацию выборов, так и демократичность всего процесса.

Явка избирателей на выборах составила 66%. Это на 6% больше, чем на выборах 2014 года. Т.е. несмотря на утверждаемую усталость от выборов определенной части граждан, избиратели проявили большую политическую активность. Мы успешно прошли очередной тест на политическую грамотность и зрелость.

К сожалению, в нашем обществе часты голословные утверждения о неизменности продолжения «тяжелейшего социально-экономического положения» Южной Осетии вне зависимости от итогов выборов.
Эта тиражируемая некоторыми политическими силами республики позиция в корне неверна. Жизнь в Южной Осетии меняется в лучшую сторону. Поверьте, в мире много государств, по экономическим и иным показателям отставших от Южной Осетии. Во-вторых, игнорирование выборов — не выход. Выборы являются механизмом изменения существующего положения дел. Если избиратели недовольны темпами развития государства, именно на выборах они могут выбрать политические силы, на взгляд избирателей, способных предложить эффективные механизмы и программы для развития государства. И не стоит проецировать собственное поражение на общую картину ситуации в государстве!

Выборы – неотъемлемая составная часть демократического государства. Парадокс! Люди хотят демократии, но устали от партийной грызни. Большая часть граждан хотят вернуться в СССР, но где, кстати, была только одна партия и оправданная централизация властной вертикали. То есть, если мы создали суверенное государство, как транзитное состояние на пути к будущему воссоединению Осетии-Алании в составе России, то на это время нам придется придерживаться действующих механизмов поддержания государства в эффективном состоянии. И парламентские выборы — один из упомянутых механизмов.

Провозгласив в 1992 году суверенитет, мы взяли обязательство поддерживать государство в жизнеспособном состоянии. А это возможно через выборы, президентс-кие, парламентские и в т.ч. органов местного самоуправления. Представьте, что выборы не состоялись по не явке избирателей. И отдельные призывы, надо сказать, были… Это может поставить под сомнение легити-мность государства, народ которой в этом случае, лишен политической зрелости. А это гарантированный каскад насмешек и издевательств недругов государства.

Предвыборная кампания — составная часть любых выборов. Провозгласив в 1992 году государственный суверенитет, мы взяли на себя обязательство соответствовать стандартам международного права. И отходить от этой линии не имеем права. То есть, нам придется привыкнуть к предвыборным штормам, которые еще не раз будут сотрясать общество. Перейдя, в отличие от советской системы, на новый политический уровень, мы фактически «обречены» на перманентные предвыборные баталии.

Главное, не перейти рамки закона. И здесь, к сожалению, не обошлось без черпака дегтя. Как известно, в послевыборные дни в Цхинвале произошел ряд инцидентов с применением огнестрельного оружия и массовые потасовки граждан, недовольных итогами голосования.

Надо признать, в Южной Осетии пока нет высокой политической культуры. К сожалению, наше общество раскололось на сторонников и противников тех или иных политических сил. Значительная часть избирателей видит в своих оппонентах врагов, забывая, что политические баламуты уедут за пределы республики, а мы, народ-семья, останемся здесь жить. Экс-канди-даты займутся обустройством своей жизни, депутаты приступят к обязанностям, а сторонникам партий и отдельных политиков предстоит каждое утро встречаться, ходить на работу, жить по-соседски. Разные политические предпочтения избирателей не должны стать поводом смотреть на оппонентов с враждой и ненавистью, что можно увидеть невооруженным глазом. И что хуже всего, свойственная демократическому государству полярность мнений в обществе переросла у нас в кулачные бои и стрельбу в центре города. Если правоохранительная система и властные структуры не ответят на незаконные действия адекватно, мы вернемся в 90-е годы…

В международной практике есть такое понятие, как джентль-менское соглашение. Это договор, заключенный в устной форме. Международное право не требует для договоров и соглашений обязательной письменной формы, но необходимо соблюдать принцип — договоры должны соблюдаться. В отличие от юридических соглашений, совершенных в письменной форме, джентльменское соглашение влечёт (как правило) последствия только морального плана.

К сожалению, политические партии Южной Осетии перед выборами не заключили джентльменского соглашения. А опыт такой в Южной Осетии был, если не ошибаюсь в 2009 г. Хотя все нормы прописаны в законодательстве о выборах и иных правовых актах, заключение джентльменского соглашения снизило бы градус напряженности перед выборами. Стоит здесь отметить обращение победителя в одномандатной «весовой категории» Константина Кисиева, после выборов призвавшего общество к консолидации и возвращению утраченного единства.

«Как только я приступлю к обязанностям, мы проведём встречи по всем участкам и совместно определим приоритетные задачи нашего округа. Также хочу обратиться и к вам, оппоненты. Это во время выборов мы оппоненты, а в реальной жизни — друзья, соседи и новые знакомые. И я рад, что по окончании предвыборной кампании мы и остались таковыми. Каждому из вас, в большей или меньшей степени, люди доверили голоса. Значит и вы достойны представлять их интересы. Был бы рад, если при необходимости, мы могли консолидировать силы для решения наиболее важных вопросов нашего округа», — обратился к избирателям Константин Кисиев.

Что касается итогов выборов, то ожидаемо победу одержала партия «Единая Осетия». Запрос на воссоединение с РСО-Алания по-прежнему высок, несмотря на усилия подрыва жизненно важной повестки дня. Прогнозируемо прошли в парламент Народная партия, «Ныхас», «Единство народа». Вновь вернулись в парламент коммунисты Южной Осетии, оставившие неплохое впечатление. Видно, что в партии произошло обновление и в будущем при активизации работы коммунисты имеют шансы на большее представительство в законодательном органе. Второй раз потерпела поражение партия «Единство», костяк которой составила цхинвальская интеллигенция советской закалки. Некогда популярная партия потеряла былое могущество и перед «Единством» стоит задача не о лидерстве в парламенте, а минимальном представительстве в законодательном органе в будущем. При условии сохранения партии.

К сожалению, уровень многих одномандатников оставлял желать лучшего. Не обошлось без популистских предложений, мелкотемья, непонимания роли депутата и парламента в системе государственного устройства. Многим кажется, что парламент — филиал Монетного двора и эмиссией денежных средств можно решить проблемы Южной Осетии. Парламент – законодательный орган, что в свою очередь предполагает наличие высокого интеллекта депутатов. Это орган, который решает стратегические задачи, что в свою очередь, предполагает соответствующее мышление и правовой образ жизни каждого народного избранника.

Нынешний состав парламента — наиболее точное отражение политических предпочтений избирателей, которое эволюционным путем меняется, сменяя и приоритеты. У нового поколения избирателей, и особенно молодежи, уже другие предпочтения. Насколько верным оказался выбор избирателей, с точки зрения собственных критериев и параметров, облика настоящего депутата для реалий Южной Осетии — покажет время.