В череде судьбоносных событий новейшей истории Южной Осетии, нашедших свое отражение в календаре дат, особое место занимают 8 и 26 августа 2008 года, значимость которых не нуждается в дополнительном обосновании. Вместе с тем, есть еще одна дата, которая, возможно, не приобрела широкого международного звучания, но, несмотря на это, отмечается многими в республике как День Победы или День освобождения Южной Осетии от грузинских агрессоров. Речь идет о 12 августа 2008 года, когда территория РЮО была практически полностью освобождена от грузинской оккупации и тогдашний президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, заслушав доклад министра обороны и начальника Генштаба, принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру. По его словам, основные цели, которая ставила перед собой Россия, отреагировав на агрессию Грузии, были достигнуты.
«Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении», – отметил Дмитрий Медведев.
По сути, российской армии удалось меньше чем за неделю перемолоть достаточно многочисленные подразделения министерства обороны Грузии, МВД и резервистов. Их общая численность заметно превышала количество российских войск и осетинских ополченцев, задействованных в отражении грузинской агрессии. Следует также напомнить о тех ресурсах, которые были брошены западными странами на милитаризацию Грузии и ее подготовку к войне. Речь идет о подготовке грузинских военных западными инструкторами по натовским стандартам, поставках сотен танков, крупнокалиберных артиллерийских установок, РСЗО, систем ПВО и средств радиоэлектронной борьбы. Особую роль в этом сыграла Украина, в частности предоставившая Грузии системы «Бук» вместе с расчетами. Именно они сбили большинство российских самолетов, потерянных во время августовской войны.
Тем не менее, многолетние усилия и миллиардные расходы не помогли Грузии и ее партнерам добиться решения поставленных задач. Героизм защитников Южной Осетии, российских миротворцев и военнослужащих, а также политическая воля и ответственность, продемонстрированная руководством РФ, позволили не только разгромить агрессора, но и создать новую конструкцию безопасности в регионе Южного Кавказа. После августа 2008 года западные страны осознали провал своих попыток полностью вытеснить Россию из Кавказского региона, а планы Грузии по вступлению в НАТО были окончательно сорваны. И это также один из важных итогов операции по принуждению Грузии к миру.
На 12 августа пришлось и другое значимое событие, имеющие прямое отношение к различным аспектам постконфликтного урегулирования ситуации вокруг Южной Осетии. Во время визита в Москву президента Франции Николя Саркози, председательствовавшего тогда в ЕС и стремившегося выступить в качестве посредника в вопросах урегулирования, в ходе переговоров с российским руководством были согласованы шесть принципов мирного урегулирования. Впоследствии шестипунктное соглашение получило название «Плана Медведева-Саркози». По этому плану был создан механизм Женевских дискуссий, главной целью которых является создание условий для безопасности Южной Осетии и Абхазии. Кроме того, установлена буферная зона вокруг границ двух республик, находящаяся под контролем наблюдателей миссии ЕС и где Грузии запрещено размещать тяжелые вооружения. В первоначальном варианте шестой пункт предусматривал международное обсуждение вопросов будущего статуса Южной Осетии и Абхазии, но он был отвергнут Михаилом Саакашвили. Впрочем, подобные демарши официального Тбилиси мало волновали Москву, 26 августа принявшую решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
А. ТЕДЕЕВ