/Конституция – фундамент государства

Конституция – фундамент государства

«Мы, народ Республики Южная Осетия, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремясь обеспечить безопасность и процветание своего Отечества, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Республики Южная Осетия, утверждая права и свободы человека и гражданина, закрепляя основы общественного и политического строя, провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Южная Осетия», — эти слова в преамбуле Основного закона четко отражают борьбу народа Южной Осетии за свободу и независимость.
Основной закон республики был принят на всенародном референдуме в 2001 году, с тех пор в разные годы в него вносились изменения и поправки.

Правильное определение приоритетов
По мнению начальника информационно-аналитического Управления Администрации президента Южной Осетии Юрия Вазагова, нынешняя редакция Основного закона Южной Осетии, принятая 8 апреля 2001 года, определила контуры развития республики на весь последующий период.
«Она стала тем фундаментом, на котором была выстроена вся система власти страны, основы ее политического, экономического строя, идеологии и других аспектов государственности. Кроме того, ход внутриполитических процессов и многие другие вопросы с 2001 года обусловлены ключевыми статьями действующей Конституции или же поправками, внесенными в ее текст», — отметил он.
Вазагов считает, что несмотря на все дискуссии по поводу целесообразности тех или иных норм Конституции, следует отметить, что она сыграла важную роль в укреплении и развитии государственности Южной Осетии, позволив централизовать управление республикой накануне судьбоносных с точки зрения будущего страны событий в 2004-2008 гг.
«День Конституции Южной Осетии является хорошим поводом проанализировать ход конституционного развития страны, взвесить плюсы и минусы правоприменительной практики с учетом прозвучавшего от главы государства заявления касательно необходимости приступить к разработке новой редакции Основного закона. От гармоничного конституционного развития, учитывающего текущие задачи, стоящие перед государством, зависит очень многое. В этом смысле от комиссии по совершенствованию конституционного законодательства Южной Осетии и других структур, которые будут заниматься составлением новой редакции Основного закона страны, потребуется серьезный анализ потребностей республики с целью правильного определения приоритетов», — говорит начальник управления.
Представитель администрации президента добавил, не менее важная цель — исключение каких-либо противоречий между различными статьями Конституции, а также недопущение нечетких формулировок, оставляющих возможность их произвольного толкования.
«К каким драматическим последствиям могут приводить расхождения между статьями Конституции, их вольное толкование из размытых формулировок, не говоря уже о явных пробелах по ряду важных моментов, югоосетинское общество наблюдало неоднократно на собственном опыте. И еще один аспект, также вытекающий из опыта конституционного развития РЮО — Конституцию нужно писать так, чтобы потом не приходилось на каждом шагу вносить в нее поправки», — пояснил он.
По словам Юрия Вазагова, в нынешнюю редакцию Основного закона, к примеру, было внесено как минимум два десятка значительных поправок, а некоторые ее статьи, причем достаточно важные, до сих пор так и не заработали.

Из истории
Этот день является важной вехой в новейшей истории Южной Осетии. Первая Конституция была принята на сессии первого Парламента, тогда она называлась Верховным советом РЮО, до этого для разработки Основного закона указом тогдашнего Президента Людвига Чибирова была создана специальная комиссия, куда вошли опытные юристы — профессионалы своего дела, общественные деятели, и приглашенные специалисты из Северной Осетии, в частности, Станислав Кесаев, занимавший на тот момент должность Заместителя председателя парламента РСО-А. В комиссию вошли одиннадцать человек, и возглавил ее Людвиг Чибиров.
В первой главе Конституции четко сформулированы основные принципы: Республика Южная Осетия — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Республики Южная Осетия. Отмечено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РЮО является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Кроме того, в ней говорится, что никто не может присваивать власть в Республике Южная Осетия, а захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону.
Со дня принятия Конституции Южной Осетии прошло уже двадцать лет. За эти годы Республика Южная Осетия стала признанным государством – 26 августа 2008 года Россия признала независимость Южной Осетии. За ней Южную Осетию признали несколько стран. Сегодня республика развивается и строит дружеские отношения с теми странами, которые признали ее.
А. СИУКАЕВА