Залина Лалиева: «Наша цель – исправить личность!

Тринадцатого февраля свой профессиональный праздник отмечают работники Уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Южной Осетии. Какие изменения произошли за последние годы, условия содержания заключенных, голодовка и нарушения в распорядке дня осужденными – об этом в интервью нашей газете рассказала и.о. министра юстиций Южной Осетии Залина Лалиева.

– С 2013 года Управление исполнения наказаний Министерства юстиции претерпело немало изменений, касающихся как условий работы в исправительной колонии, так и условий содержания осужденных. Проделана большая работа по реализации важных реформ с тем, чтобы привести уголовно-исполнительную систему республики в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, действующего в РЮО, и международными нормами. Важнейшим итогом проведенной реформы стало разделение режимов содержания осужденных. Если раньше исправительная колония функционировала без определения режима содержания осужденных, сегодня она разделена на участки общего и строгого режимов, в результате чего мы имеем возможность строго исполнять приговоры суда в отношении режима содержания заключенных.
На сегодня с учетом учреждений, входящих в структуру Управления, численность сотрудников составляет 126 штатных единиц, из которых 40 единиц были введены в 2019 г.
Серьезнейшим шагом стало и включение в структуру УИН следственного изолятора, которого до 2019 г. в республике не было. Подозреваемые и обвиняемые в совершении уголовных преступлений до вынесения обвинительных приговоров в течение длительного времени содержались в изоляторе временного содержания МВД РЮО, что являлось грубым нарушением требований законодательства. Отмечу, до проведения капремонта в помещениях исправительной колонии заключенные содержались в холодных, сырых помещениях с маленькими, не застекленными оконными проемами, которые в холодное время года закрывались целлофаном или фанерой. Там же они сами готовили пищу на электрических плитах, что приводило к повышенной влажности воздуха в камерах и негативно сказывалось на их здоровье. Сегодня помещения отремонтированы, установлены пластиковые окна, есть водоснабжение, теплоснабжение и вентиляция воздуха, оборудованы прогулочные площадки, открыта просторная столовая на 60 человек.
В соответствии с нормами РФ, действующими на территории Южной Осетии, осужденные получают трехразовое комплексное питание. Сейчас прорабатывается вопрос об увеличении лимита денежных средств на приобретение продуктов питания в соответствии с Постановлением Правительства РЮО от 14.10.2020 года о минимальных нормах питания.
Уверенно скажу, задача по приведению условий содержания осужденных исправительной колонии в строгое соответствие с нормами Уголовно-исполнительного кодекса РФ, действующего в РЮО, успешно реализуется.
– Сколько содержится заключенных в Цхинвальской исправительной колонии, и за какие преступления они сидят?
– На сегодня в исправительной колонии отбывают наказание 36 осужденных, за совершение особо тяжких преступлений – 23 человека, за совершение тяжких преступлений – шесть, за совершение преступлений средней тяжести – шесть и за совершение преступлений небольшой тяжести один. Среди них – убийства, кражи, разбойные нападения, терроризм, незаконные пересечения государственных границ и др.
– Залина Юрьевна, за последние несколько лет заключенные в УИН устраивали беспорядки, нарушали распорядок дня и даже объявляли голодовку. Как обстоят сегодня дела в плане правопорядка? Реагирует ли УИН на информацию о нарушениях со стороны своих сотрудников?
– Да, громкие беспорядки со стороны осужденных исправительной колонии действительно имели место быть. Эти события получили широкую огласку в обществе и вызвали много негатива в сторону администрации колонии и в целом руководства Министерства юстиции.
В этом вопросе главное понимать – все действия, предпринятые тогда в отношении заключенных, были строго в рамках закона. Вы знаете, что наша республика с момента признания государственной независимости активно развивается по всем направлениям, в том числе в правовой сфере. В Южной Осетии действуют нормы Уголовно-исполнительного кодекса России, предполагающие строгое соблюдение условий режима содержания осужденных, но на практике они никогда не соблюдались. Заключенные были предоставлены сами себе, и администрация исправительной колонии зачастую сталкивалась с вопиющими нарушениями со стороны отбывающих наказание. Это и передача в неограниченном количестве посылок, неограниченное количество предоставления свиданий, распитие спиртных напитков и прием запрещенных препаратов, несоблюдение режима распорядка дня и многое другое. Может ли подобная картина наблюдаться в развитом современном демократическом государстве, где царствуют принципы правопорядка и верховенства закона? Очевидно, нет.
Потому все прекрасно понимали – так продолжаться не может, и рано или поздно необходимо наводить порядок и дисциплину на территории исправительной колонии. Мы осознавали – это болезненная тема, которая не решается за раз, а потому в каком-то смысле даже были готовы к беспорядкам, о которых вы упоминаете. Потому, те же ограничения по количеству передач и предоставляемых свиданий в соответствии с УИК РФ вводились не сразу, а постепенно. Но это моментально вызвало негативную реакцию со стороны осужденных, и в ход пошли групповые неповиновения и голодовка.
Количество передач и свиданий определяется режимом содержания, назначенным судом, а в исправительной колонии условия содержания устанавливаются администрацией в зависимости от поведения осужденных, и это является одной из воспитательных мер в отношении осужденных. У них есть стимул исправляться и получать хорошие характеристики. Это очень важный момент, ведь колония называется исправительной, и наша цель – исправить личность, а этого мы можем добиться лишь при определенных условиях.
На сегодня беспорядков и инцидентов в колонии больше не наблюдается. Заключенные потихоньку привыкают к требованиям и порядку отбывания наказания, предъявляемые законом. Отвечая же на вопрос, как реагируют в УИН на информацию о нарушениях со стороны своих сотрудников, могу сказать – таких обвинений в адрес наших сотрудников никогда не наблюдалось.
– Расскажите, сколько человек выходит на свободу из исправительной колонии ежегодно? Часто применяют условно-досрочное освобождение?
– Здесь многое зависит от таких мер, как объявление амнистии, применение помилования и условно-досрочного освобождения. К примеру, в 2020 г. было освобождено 10 человек, 3 из которых были освобождены по УДО. В 2019 г. – это уже 19 человек, из которых по УДО были освобождены 9.
Для каждого режима содержания устанавливается часть срока наказания, после отбытия которого осужденный может подать ходатайство на условно-досрочное освобождение. Однако, зачастую, даже после фактического отбытия установленной части срока наказания, суд может отказать в удовлетворении ходатайства об УДО, если осужденный имеет плохую характеристику по таким критериям, как соблюдение распорядка дня и взаимоотношения с администрацией исправительного учреждения. То есть эти показатели определят, нуждается ли человек в дальнейшем исправлении или же не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
– В 2016 г. был ратифицирован Договор между Россией и Южной Осетией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы. Проведены на практике мероприятия в этом направлении?
– Да, в 2016 г. был ратифицирован договор с РФ, и в том же году мы сразу перевели в нашу исправительную колонию одного осужденного из России. Сразу после заключения Договора количество желающих отбыть наказание на территории Южной Осетии среди граждан РЮО, осужденных и отбывающих наказание на территории РФ, достигало 20 человек. Но многим пришлось отказать по той причине, что мы не располагали возможностями для исполнения приговоров, в т.ч. режима содержания и гражданских исков по исполнительным листам. Сегодня мы продолжаем эту работу, в настоящее время к нам поступило четыре обращения о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания. Они на стадии рассмотрения. И, конечно, тесно сотрудничаем с российскими коллегами в целях усовершенствования пенитенциарной системы.
– Залина Юрьевна, что бы Вы пожелали своим коллегам в Ваш профессиональный праздник?
– Хочу поздравить всех работников уголовно-исполнительной системы с профессиональным праздником, пожелать им крепкого здоровья и благополучия, твердого характера и выдержки в непростой и напряженной работе, которая требует от каждого из них серьезной профессиональной и психологической подготовки. Дорогие коллеги, у вас тяжелая, но очень важная и нужная для общества работа, с которой вы блестяще справляетесь, за что хочу поблагодарить каждого из вас! Успехов и процветания в работе!
Антонина САНАКОЕВА