Вердикт: Европейский суд показал – обвинения Грузии против России являются абсолютно надуманными и беспочвенными

ЕСПЧ признал необоснованными обвинения Грузии в адрес России в связи с событиями 8-12 августа 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии, об этом сообщает Министерство юстиции России.

В сообщении говорится – по результатам почти 12-летнего рассмотрения дела ЕСПЧ пришел к выводу, что на Россию не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты, произошедшие в ходе отражения российскими военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа 2008 г. Также ЕСПЧ не поддержал утверждения властей Грузии о якобы вторжении Вооруженных Сил России на территорию Южной Осетии 7 августа 2008 г., то есть до нападения грузинских военных на г. Цхинвал.
«Грузинская сторона в этом деле пыталась безуспешно доказать, что европейская конвенция о защите прав человека применяется не только в мирное время, но и в условиях боевых действий, что фактически подрывает основы международного гуманитарного права. Нам удалось убедить европейских судей в том, что правовая оценка действий российских вооружённых сил в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 г. находится за пределами их юрисдикции. Также, ЕСПЧ не установил ни одного случая нарушения российскими военнослужащими прав гражданского населения во время событий августа 2008 года», – отметил уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции России Михаил Гальперин.
Доводы о безосновательности претензий Грузии и исчерпывающие доказательства представлены Минюстом России в ЕСПЧ в процессе обмена правовыми позициями, в том числе в рамках, состоявшихся в 2011, 2016 и 2018 гг. публичных слушаний и опроса свидетелей и непосредственных участников рассматриваемых событий.
«Минюст России не согласен с рядом выводов ЕСПЧ, в т.ч. по вопросу возложения на российскую сторону ответственности за инциденты, имевшие место на территории Южной Осетии и Абхазии после 12 августа 2008 г., при том, что непосредственная причастность к ним российских военнослужащих так и не была установлена. Подобная оценка обстоятельств участия России в защите гражданского населения и предотвращении эскалации вооруженного конфликта стала следствием использования ЕСПЧ концепции экстерриториальной юрисдикции, содержание которой расходится с позицией Международного суда ООН и общепризнанными нормами международного права», – сообщает Минюст России.
Постановление ЕСПЧ по делу «Грузия против России (II)» не содержит решения о денежной компенсации. Соответствующий вопрос оставлен ЕСПЧ для дальнейшего рассмотрения.
Важный вывод и важная ответственность
Как отметил полномочный представитель президента по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев, Европейский суд по правам человека после долгих разбирательств вынес вердикт по иску Грузии против России, который она подала после агрессии против Южной Осетии в 2008 г., когда Грузия как агрессор была принуждена к миру. Полпред добавил – шли долгие разбирательства и основной вывод, к которому пришли европейские судьи – войну 2008 г. против Южной Осетии развязала Грузия, т.е. суд признал – Россия не вторгалась в Грузию, а именно Грузия вторглась в Южную Осетию. «Получается, Европейский суд по правам человека пришел к такому же выводу, к какому в 2010 г. пришла независимая комиссия ЕС под руководством Тальявини, признавшая, что именно Грузия начала войну против Южной Осетии. И еще, европейский суд не нашел ни одного случая, когда российские солдаты применяли насилие к грузинскому населению. Это очень важный вывод и важная ответственность Грузии за войну против Южной Осетии. Исходя из этого, европейские и мировые политики должны сделать соответствующие выводы, хотя прекрасно знаем – все их выводы принимаются в основном с политических позиций», – отмечает дипломат.
Мурат Джиоев подчеркнул, что их несколько удивило, что европейские суды все же ищут какую-то ответственность России за события после 12 августа. «Самое главное – в период с 8 по 12 августа Грузия уничтожала народ Южной Осетии, разрушала Цхинвал и села, применяла пытки против югоосетинского народа. За эти действия Грузия должна понести ответственность. И чтобы избежать ответственности, грузинские власти сами надуманно обвиняют Россию и Южную Осетию в нарушении прав человека. Думаю, решение суда, что Грузия начала войну, очень важно, и несколько удивляет позиция некоторых политиков, и особенно грузинских властей, которые делают вид, будто в этом процессе выигрывают», – заявил полпред.
По его мнению, на самом деле европейский суд показал – обвинения Грузии против России являются абсолютно надуманными и беспочвенными.
Искажение действительности
Уполномоченный по правам человека при президенте Юж-ной Осетии Инал Тасоев отметил, что ему пока сложно комментировать постановление ЕСПЧ по иску Грузии, т.к. судебный акт был принят только вчера, а мотивировочная часть содержит около трехсот страниц, которая требует тщательного изучения и анализа. «Но главный, на мой взгляд, пункт иска Грузии отклонён и это не может не радовать. Суд отклонил иск в части признания утверждения властей Грузии о вторжении Вооруженных сил РФ на территорию Южной Осетии 7 августа 2008 г. Также суд констатировал, что на Россию не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты в ходе отражения российскими военнослужащими нападения грузинской армии на миротворческий контингент и местное гражданское население в период с 8 по 12 августа 2008 года», – говорит омбудсмен.
Он считает, что это стало возможным благодаря кропотливой работе российских юристов, чему мы свидетели на протяжении 12 лет, и в связи с этим удивляет ликование грузинских властей в свойственной им манере искажения действительности по поводу решения ЕСПЧ.
«С отклонением требования Грузии о признании вторжения Вооруженных сил РФ и выводом, что на Россию не может возлагаться ответственность по Конвенции о защите прав человека и основных свобод за инциденты с 8 по 12 августа 2008 г., остается надежда на удовлетворение индивидуальных исков, поданных гражданами Южной Осетии в ЕСПЧ с августа по ноябрь 2008 г. о компенсации материального и морального ущерба. Указанные заявления как раз охватывают период с 8 по 12 августа, когда в ходе жесточайших обстрелов и бомбардировок гибли наши граждане, уничтожались их дома и имущество. Надежды мало, но как юристу мне, очевидно – отказать нашим гражданам в компенсации причиненного вреда с сегодняшним постановлением ЕСПЧ будет сложнее», – подчеркнул Тасоев.
Половинчатые решения
По мнению начальника информационно-аналитического управления администрации президента РЮО Юрия Вазагова, решение Страсбургского суда по делу «Грузия против России» вызвало противоречивые отклики заинтересованных сторон. «Официальные лица в Грузии поспешили заявить об исторической победе над Россией и начале «нового этапа в борьбе за деоккупацию». В то же время, российский Минюст отмечает – ЕСПЧ признал необоснованными обвинения в адрес России о вторжении. И что не менее важно, в тексте признается факт нападения на российских миротворцев. Об этом, конечно же, грузинские политики и СМИ предпочитают молчать», – отметил он.
Вазагов добавил, что в целом решение ЕСПЧ носит половинчатый характер и во многом повторяет выводы спецкомиссии ЕС под руководством Тальявини, пришедшей к выводу, что агрессию начала Грузия.
«Однако ни тогда, ни сейчас за этими выводами не последовало никаких дальнейших действий, хотя по международному праву убийство миротворцев, использование систем залпового огня по мирному населению и т.д. – это тяжелые преступления, которые должны расследоваться с последующими последствиями. Европейские международные структуры подобными половинчатыми решениями нивелируют свой и без того невысокий авторитет и значимость. Это приводит к тому, что при решении важных международных дел позиция ЕС чаще игнорируется другими игроками, как мы могли наблюдать и в ходе последней карабахской войны», – пояснил начальник управления.
По словам представителя администрации президента, положительный момент для Южной Осетии и России в том, что теперь эти выводы дипломаты двух стран смогут использовать в своей деятельности на различных площадках, в том числе в рамках Женевских дискуссий.
Алена ДЖИОТЫ