Зло должно быть наказано

…на Международном трибунале по Южной Осетии

Агрессией против Южной Осетии в августе 2008 г. Грузия снова показала «миролюбие» и «приверженность» нормам международного и гуманитарного права. Военная интервенция сопровождалась неслыханным насилием против мирного населения, что признано международными организациями. В Южной Осетии никогда не забудут и не простят Грузии совершенных ею преступлений. Однако эта позиция Южной Осетии из теоретико-эмоциональных форм должна приобрести правовые очертания. И эти действия возможны при тесном взаимодействии с Россией.

В экспертной среде принято не отождествлять преступный режим Саакашвили с грузинским народом и обществом. Однако именно грузинский народ и общество ответственны за преступления против Южной Осетии. Ведь именно грузинский народ избирал власть, устроившую августовскую авантюру. Грузинское общество последовательно поддерживало действия руководства Грузии, направленные на оккупацию и захват территории РЮО. Фактически народ и общество Грузии благословили властные структуры на преступления против Южной Осетии и геноцид осетин. Поэтому откреститься от деяний, совершенных государственными, общественными и военными деятелями, политиками, не получится.

Международное сообщество постепенно привыкает к новым политическим реалиям, сложившимся после августа 2008 г. Но, к сожалению, теряет актуальность вопрос привлечения к уголовной ответственности грузинских военнослужащих за преступления в августе 2008 г. А ведь 12 августа 2008 г. президент России Дмитрий Медведев назвал события в Южной Осетии геноцидом осетинского народа.

«Те формы, в которых проходили действия грузинской стороны, иначе как геноцидом назвать нельзя, потому что они приобрели массовый характер и были направлены против отдельных людей – гражданского населения, миротворцев, выполнявших функции по поддержанию мира в этом регионе», – заявил Д.Медведев. Он поручил главе Следственного комитета при прокуратуре России А. Бастрыкину задокументировать доказательства совершенных в РЮО преступлений, чтобы располагать базой для уголовного преследования лиц, совершивших преступления.

Ранее Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело в связи с убийством грузинскими военными российских миротворцев. А затем Главное следственное управление СКП на основании полученных данных о совершении вооруженными силами Грузии действий, направленных на уничтожение граждан РФ, проживающих в Южной Осетии и являющихся осетинами по национальности, путем убийств и причинения тяжкого вреда здоровью, возбудило уголовное дело по статье 357 УК РФ – геноцид.

Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин тогда выступал за создание международного трибунала по Южной Осетии. «Тот, кто отдал приказ о ночном уничтожении Цхинвала, естественно, является главным ответственным и должен предстать перед судом», – подчеркнул омбудсмен.

Это заметно сужает круг виновных, отдавал-то приказ один человек, экс-президент Грузии. Но надо учитывать, что народ и власть диалектически взаимосвязаны. Народ непосредственно влияет на организацию верховной власти, формирует ее, назначает выразителем своей воли. И власть реализует эту волю. В комментариях политиков и экспертов вся ответственность за события августа 2008 г. возлагается только на экс-президента Саакашвили. Попытки списать преступления и геноцид на грузинский режим, вычленив из него ответственность общества и народа, ресурса и источника формирования власти – неубедительны. В августе 2008 г. преступления против осетинского народа совершали военнослужащие, а не политики и государственные деятели. Курок стрелкового оружия нажимали не чиновники правительства Грузии, за установками «Град» сидели не депутаты парламента Грузии, танками, которые расстреливали Цхинвал, Хетагурово, Мугут и давили машины с беженцами, управляли не чиновники администрации Саакашвили, а военные!

Получив приказ от высшего политического и военного руководства на удар по невоенным объектам и убийство российских миротворцев и гражданского населения, грузинские военные безжалостно выполнили его. Обратите внимание, ударам подверглись в большинстве своем не военные объекты, а детские сады и школы, общественные и образовательные, спортивные и культурные учреждения Южной Осетии. Т.е. была разрушена гражданская инфраструктура, погибли сотни мирных граждан. Военные же потери Южной Осетии оказались минимальными.

Следует учесть принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, который противостоит другому принципу – невыполнения преступного приказа. Однако уставом Международного военного трибунала предусмотрено – действия подчиненного по выполнению приказа начальника не освобождают его от ответственности за содеянное, а могут лишь рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства. То есть, ссылка на приказ при совершении преступления не освобождает от уголовной ответственности. Следовательно, пределом исполнения является преступный приказ. Каждый военнослужащий должен иметь ответственность, дающую право не выполнять преступный приказ. Тот же Трибунал гласит, что нельзя налагать наказание за невыполнение преступного приказа. Стоит отметить, что военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, пленными.

К примеру, на Нюрнбергском процессе главный обвинитель от Великобритании Хартли Шоукросс опроверг точку зрения, что подсудимые были орудием в руках Гитлера: «Политическая лояльность, выполнение военных приказов – это прекрасные вещи. Но они не требуют и не оправдывают совершения явно порочных действий. Наступает момент, когда человек должен отказаться повиноваться своему руководителю, если он в то же время хочет повиноваться своей совести. Даже рядовой солдат армии не призван выполнять противозаконные приказы».

Защита обвиняемых нацистов утверждала, что обвиняемые совершали преступления либо по приказу своего начальника, либо на основании распоряжения своего правительства, и якобы не могли не выполнить приказы и, следовательно, осуждаются несправедливо. Но трибунал отверг эту ущербную логику и решил, что наличие преступного приказа не освобождает исполнителя от ответственности, хотя может рассматриваться поводом смягчения наказания, зафиксировав, что исполнение преступного приказа является преступлением.

Эта норма была утверждена в ранге общего принципа международного права согласно Резолюции 95 Генассамблеи ООН «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала», принятой 11 декабря 1946 г. на 55-м пленарном заседании ГА ООН. Принцип IV гласит: «То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или начальника, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен».

Принцип ответственности за исполнение заведомо преступного приказа последовательно отражен в Уставах Токийского трибунала, международных трибуналов по бывшей Югославии и Руанде, Римском Статуте Международного уголовного суда, а также в Конвенции против пыток 1984 г. и других международных документах. Более того, вышеизложенные международно-правовые нормы в послевоенный период нашли отражение в большинстве уголовных законодательств и иных законов многих государств.

То есть, у грузинских военнослужащих был шанс не запятнать себя грехом убийства женщин, детей и стариков. У них было моральное и, что самое главное, юридическое право отказаться выполнять преступные приказы убивать мирное население. В Грузии очень любят все европейское. Европейские стандарты безопасности, юриспруденции, демократии. Но демократическую и гуманную норму – не выполнять заведомо преступные приказы, в Грузии предпочли не замечать. Грузия предпочла теорию по выражению русского криминалиста Н.Таганцева XIX века «слепого и безответственного подчинения приказу начальника эпохи рабства и абсолютных деспотий, подтвердив отсутствие зачатков гражданской свободы». Американцы и европейцы в свое время активно выступали против войн в Корее и Вьетнаме. А в Грузии в августе 2008 г., и после, не прошло ни одной акции протеста с осуждением действий властей. Эту демократическую традицию в Грузии тоже обошли стороной. Демократия для Грузии это то, что отвечает интересам Грузии.

Нюрнбергский трибунал ответил положительно и на следующий вопрос – ответственность за преступления против человечности несет лицо, непосредственно не убившее ни одного человека и даже не отдававшее приказов на этот счет, но в течение долгого времени последовательно и фанатично отравлявшее сознание народа, сознательно выполнявшее роль подстрекателя. То есть, на скамье подсудимых должны оказаться не только государственные и военные чиновники, и грузинские политики, а также, что особенно важно, представители силовых структур Грузии, непосредственно выполнявшие заведомо преступные приказы по убийству российских миротворцев, мирного населения Южной Осетии.

Как понять, что до сих пор не задержан и не осужден ни один грузинский военнослужащий, участвовавший в нападении на российских миротворцев и расстреливавший мирное население Южной Осетии?! Россия собирается простить убийство своих миротворцев и граждан? С огромной долей уверенности можно утверждать, что у российских спецслужб имеется полная информация, поименные списки грузинских силовиков, воевавших в Южной Осетии.

Естественно, что России и Южной Осетии не стоит рассчитывать на Гаагский трибунал, выродившийся в инструмент двойной политики Запада. В этой связи, встает вопрос организации Международного трибунала по событиям августа 2008 года в Южной Осетии. Здесь неоценимую помощь окажут межгосударственные соглашения между Россией и Южной Осетией, особенно по линии МВД. Ведь на территорию Россию по разным делам могут выезжать граждане Грузии, совершавшие преступления в Южной Осетии в 2008 г. И Южная Осетия вправе требовать от России выдачи таких лиц с целью привлечения к уголовной ответственности.

Понятно, что реальное привлечение к уголовной ответственной лиц, виновных в совершении преступлений в РЮО, не было возможно в период действия иммунитета должностных лиц от иностранной уголовной юрисдикции, закрепленного международным правом. Но с учетом смены власти в Грузии, вследствие чего многие политики и военные лишились своих постов, появляется основа для привлечения виновных к уголовной ответственности – руководителей силовых структур и военнослужащих грузинской армии.

Уголовное наказание лиц, виновных в совершении преступлений на территории Южной Осетии в августе 2008 года, должно стать одной из приоритетных задач внешней политики РЮО.

Александр КЕЛЕХСАЕВ