Зарская трагедия – акт геноцида, или пора учреждать трибунал

В новейшей истории Южной Осетии много скорбных дат, над которыми не властно время и которые наш народ будет помнить всегда. Одной из них является 20 мая.

Ровно 25 лет назад, 20 мая 1992 года, колонна из легковых и грузовых автомашин двигалась по серпантину Зарской дороги. Измученные мирные жители, женщины, дети и старики покидали осажденный Цхинвал в надежде переждать войну в безопасном месте.

Ничто не предвещало беды, как вдруг из лесного массива появилась группа вооруженных людей, которые открыли шквальный огонь из автоматического оружия по колонне, сопровождая массовое убийство криками на грузинском языке. В результате нападения на колонну погибло 36 беженцев, в возрасте от 11 до 76 лет. К счастью, в этой бойне удалось выжить нескольким детям, которых родители накрыли своим телом.

Это бесчеловечное преступление всколыхнуло Россию и международное сообщество, которое осудило варварский акт расстрела мирных граждан. Все были потрясены грузинским садизмом! На следующий день Верховный Совет Северной Осетии созвал чрезвычайную сессию, на которой потребовал от ООН сделать все, чтобы прекратить геноцид южных осетин Грузией. А спустя три дня, 23 мая, Верховный Совет Северной Осетии в ответ на садистское убийство мирных граждан принял решение перекрыть газоснабжение Грузии по газопроводу, который проходил по североосетинской территории. Не остались в стороне российские политики и международные организации, осудившие убийство мирных жителей, среди которых, кстати, были и граждане России.

Руководство Грузии в лице президента Шеварднадзе, испугавшись резонанса, назвало расстрел мирных граждан военным преступлением, клятвенно заверяя, что оно будет раскрыто и виновные понесут наказание.

«Те, кто совершил это злодеяние – нелюди. Они враги не только осетинского, но и грузинского народа. Это нелюди, и я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы наказать преступников», – клятвенно обещал Э.Шеварднадзе.

Расследование быстро «провела» генеральная прокуратура Грузии, которая обвинила югоосетинскую сторону в «незаинтересованности в установлении истины», что выразилось, якобы, в недопуске к месту происшествия, а уполномоченный Грузии в Цхинвале Робинзон Тушурашвили обвинил в преступлении сторонников Гамсахурдиа, которые, якобы, срывают стабилизацию обстановки в регионе. Позднее и президент Грузии Э.Шеварднадзе обвинил в расстреле осетин на Зарской дороге и других преступлениях грузинских властей против Южной Осетии сторонников экс-президента Гамсахурдиа.

Генеральная прокуратура Южной Осетии возбудила уголовное дело по факту расстрела мирных людей на Зарской дороге. Как отмечает портал Википедия, в 1995 году правоохранительным органам Южной Осетии удалось арестовать в селе Тамарашен Цхинвальского   района двух лиц грузинской национальности, которых обвиняли в участии в Зарском расстреле, но им чудесным образом удалось «сбежать» из цхинвальской тюрьмы.

Однозначно, что акт расстрела мирных граждан является не только военным преступлением, но бесспорным актом геноцида. В соответствии с международным правом геноцидом называются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. Это положение закреплено в статье II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него, которая была принята резолюцией 260 Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1948 года в Парижe и вступила в силу 12 января 1951 года. В соответствии с Конвенцией геноцид является тягчайшим преступлением против человечности.

Грузинская сторона и не собиралась проводить тщательное расследование данного преступления, ведь нетрудно было предположить, что команда на расстрел мирных граждан была дана из Тбилиси. Многие обозреватели увязали расстрел с визитом Э.Шеварднадзе в Цхинвал за несколько дней до преступления. По их мнению, после того, как президент Грузии убедился в неизменности позиции народа Южной Осетии в независимости от Грузии, власти дали зеленый свет на карательную акцию. Ведь по опубликованному в СМИ свидетельству Вадима Пухаева, выжившего в Зарской трагедии, он заметил в лесу недалеко от места происшествия следы гусениц, наверное, от БМП. «Но так как доехать до места засады ему мешали деревья, он сперва находился там, а потом развернулся и уехал в сторону грузинонаселенного с.Кехви. Следы разворота и обратного направления четко видны на земле», – свидетельствовал выживший в этой бойне В. Пухаев. Ведь обычные жители в этом районе, а именно Кехви, не имели в своем распоряжении боевые машины пехоты. Скорее всего, они были позаимствованы у подразделений грузинских силовиков.

Будь власти Грузии уверены в причастности к расстрелу сторонников Гамсахурдиа, расследование бы завершилось в кратчайшие сроки с осуждением виновных лиц. И тем самым грузинские власти сняли бы с себя всю ответственность за расстрел мирных людей и показали бы международному сообществу свою непричастность. Но в Грузии никто и не думал проводить расследование. Как может государство, устроившее геноцид осетин, само провести расследование против себя, и тем более наказать себя? Ведь Грузия признает демократией и свободой только внутренние процессы. Но за своими пределами она не допускает и не признает процессов демократии и ростков свободы, если они даже соответствуют всем нормам международного права, но при этом не отвечают непомерным и незаконным интересам Грузии. Даже США, осуществляя «миротворческие» операции на Ближнем Востоке, набираются мужества признать ошибочными огневые удары по мирным деревням и селам, приняв их за базы и лагеря террористов. Но Грузия никогда не признала не то что целую политику геноцида осетин и абхазов, но даже отдельные факты убийства мирного населения.

Южной Осетии не стоит рассчитывать, что Тбилиси признает акты убийства лиц осетинской национальности с 1990 г. как в самой Грузии, так и на территории Южной Осетии. Лица, совершавшие убийства осетин, как и идеологи, организаторы и исполнители военных акций против Южной Осетии в 1990-1992, 2004 и 2008 гг. не понесут уголовной ответственности в Грузии.

Это значит, что Южной Осетии необходима перманентная актуализация вопроса расследования военных преступлений грузинской стороны, совершенных против южных осетин начиная с 1990 года. И делать это необходимо в рамках любых международных форматов. Преступления грузинских силовиков и бандформирований против осетинского народа не имеют срока давности. Прощения этим преступлениям нет.

И в новых условиях Южной Осетии пора задавать тон на Женевских дискуссиях. Если Грузия регулярно ставит на Женевских дискуссиях условия, например, возвращение т.н. беженцев, то почему бы югоосетинской делегации не вынести на повестку дня вопросы массовых убийств осетин с начала 1990 вплоть до 2008 гг. Тем более, что комиссия ЕС во главе с Хайди Тальявини признала зачинщиком войны 2008 года Грузию. На этой правовой базе Южная Осетия может строить наступательную позицию. Юридические основания для этого есть. Ведь Женевские дискуссии призваны стабилизировать ситуацию в регионе, в частности, на Южном Кавказе, и возобновить доверие между сторонами. А доверие между конфликтующими сторонами возможно лишь при признании одной из сторон, инициатора конфликта, своей вины. Иначе Женевские дискуссии будут длиться вечно, а стороны будут смотреть друг на друга сквозь прицел оружия. Поэтому нашей делегации никто и ничто не мешает выносить на повестку дня вопросы по расследованию военных преступлений грузинской стороны.

Либо же в условиях непризнания Грузией вины за совершенные ею преступления против осетинского народа и Южной Осетии, нашей Республике вместе с дружественными государствами пора учредить военный трибунал по событиям в Южной Осетии и Абхазии, придав ему соответствующие правовые полномочия по розыску и привлечению к ответственности лиц, виновных в геноциде осетин и абхазов.

«Миролюбивой» риторике Грузии в Южной Осетии никто не верит, и никто не питает иллюзий относительно реальных намерений руководства, народа и общества Грузии против осетинского народа. Равно как нет веры в неукоснительное соблюдение Грузией взятых на себя юридических обязательств. Примеры тому – нарушение Сочинских соглашений от 1992 года и соглашения Жвания-Кокойты от 2004 года. И лишь российское военное присутствие является надежной гарантией безопасности Южной Осетии, даже если Грузия даст любые гарантии неповторения военных авантюр против Южной Осетии. Ответственность должна быть предметной!

Каждое новое руководство Грузии возлагало ответственность за те или иные события на своих предшественников. Каждая агрессия Грузии против Южной Осетии – этап вечной политики Грузии геноцида против осетинского народа. Каждое убийст-во осетин – преступление в рамках политики геноцида. Ответственность за факты массовых убийств осетин и геноцид несут не только лично президенты и политики Грузии, а грузинское государство в целом.

Поэтому нормализация отношений с Южной Осетией зависит от неоспоримого выполнения Грузией нескольких условий, о которых неоднократно заявляла югоосетинская сторона. Это – признание геноцида осетинского народа и, как следствие, дефашизация Грузии с привлечением к уголовной и международно-правовой ответственности виновных преступлениях против человечности; возмещение материального ущерба, нанесенного Южной Осетии в результате военных авантюр начиная с 1990 года; признание суверенитета Южной Осетии; подписание документа о неприменении силы против Южной Осетии. Иначе у Южной Осетии с Грузией не может быть никаких отношений.

Александр КЕЛЕХСАЕВ